ФГОС
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время в отечественном
образовательном пространстве на основании Федерального закона РФ
«Об образовании в Российской Федерации» гарантировано право на образование для
всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
С 1
сентября 2016 года введен в действие Федеральный государственный
образовательный стандарт (далее-ФГОС) начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Образовательную
деятельность обучающихся с ОВЗ определяет адаптированная основная
образовательная программа (далее-АООП)
Стандарт
разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о
правах ребёнка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и
этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Обучающийся
с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые
подтвердила психологомедико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) и которые
препятствуют получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст.
2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). (далее - дети с ОВЗ). Специалисты ПМПК
обследуют ребенка в возрасте от 0 до 18 лет и выдают родителю (законному
представителю) заключение. Этот документ содержит описание состояния высших
психических функций ребенка – речи, мышления, восприятия, воображения, памяти.
Заключение включает рекомендации, определяющие образовательную программу, форму
обучения и направления работы специалистов сопровождения.
В МБОУ
Первомайской СОШ созданы следующие условия для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами:
школа
реализует адаптированные образовательные программы начального общего и
основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья;
прием
детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании
рекомендаций ПМПК;
по
медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления
родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное
обучение на дому;
вопросы
деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, регламентированы
Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
в
целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в
полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их
физического и (или) психического развития в школе работают три
педагога-психолога, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог
и медицинский работник;
для
обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
в образовательном учреждении проводится
информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с
особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми
участниками образовательного процесса – учащимися (как имеющими, так и не
имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками;
для
эффективного включения детей-инвалидов детей ОВЗ в образовательный
процесс все педагоги прошли курсы повышения квалификации по вопросам
организации обучения детей с ОВЗ.
имеются
специальные учебники для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
В
соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 №
273-ФЗ (в ред. от 01.05.2017) «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ
Первомайская СОШ создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья
учащихся.
Основные
направления охраны здоровья:
оказание
первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в
сфере охраны здоровья;
организация
питания учащихся;
определение
оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и
продолжительности каникул;
пропаганда
и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
организация
и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для
занятия физической культурой и спортом;
прохождение
учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических
медицинских осмотров и диспансеризации;
профилактика
и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков,
пива, наркотических средств и психотропных веществ;
обеспечение
безопасности учащихся во время пребывания в школе;
профилактика
несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
проведение
санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
обучение
педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Оказание
медицинской помощи проводится в специализированном медицинском кабинете.
Данные
учащиеся обеспечены льготным питанием. При организации питания школа
руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях
начального и среднего профессионального образования». В школе в соответствии с
установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации
питания учащихся:
предусмотрены
производственные помещения для хранения, приготовления пищи, оснащённые
необходимым оборудованием (технологическим, холодильным, весоизмерительным),
инвентарём;
предусмотрены
помещения для приёма пищи, снабжённые соответствующей мебелью;
разработан
и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для
принятия пищи).
В
соответствии с приказом Минздравсоцразвития Росси: № 213н, Минобрнауки России №
178 от 11 марта 2012 г. «Об утверждении методических рекомендаций по
организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»
администрация школы обеспечивает принятие организационно-управленческих
решений, направленных на обеспечение горячим питанием учащихся, принципов и
санитарно-гигиенических основ здорового питания, ведение консультационной и
разъяснительной работы с их родителями.
С
организацией питания в школе можно ознакомиться в соответствующем разделе сайта.
Что
дает статус «ребенок с ОВЗ»?
Данная группа детей имеет значительные
бонусы, находясь в системе образования:
право на
бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом,
специальным педагогом в условиях образовательной организации;
право на
особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать
психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему
оценивания;
по
окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи
государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в
форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
право на
бесплатное 2-х разовое питание в школе;
к
детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении
всего периода обучения.
Информация о
реализуемых АООП для обучающихся с ОВЗ
Категории детей |
Формат обучения |
Имеющиеся условия |
АООП НОО, ФГОС 4.2 – |
инклюзивно |
Психолого-педагогическое
сопровождение: педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог,
советник по воспитанию, учитель-логопед. Создание
архитектурной доступности: Пандус, пути
движения для обучающегося. Психолого-педагогическое
сопровождение: Имеются специальные
учебники. |
АООП НОО, ФГОС 2.2 – |
инклюзивно |
|
АООП НОО, ФГОС 7.1 – |
инклюзивно |
|
АООП НОО, ФГОС 7.2 – |
инклюзивно |
|
АООП НОО, ФГОС 8.2 – |
инклюзивно |
|
АООП НОО, ФГОС 5.2 – |
инклюзивно |
|
АООП ООО, ФГОС 8.2 – |
индивидуально на дому |
|
АООП ООО, ФГОС ЗПР |
инклюзивно |
|
АООП ФГОС с УО вариант 1 |
инклюзивно |
|
АООП ФГОС с УО вариант 2 |
инклюзивно |
|
АООП ООО, ФГОС 6.1 |
индивидуально на дому |
Адаптированная образовательная программа
начального общего образования
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С
ОВЗ
Как известно, родитель
рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и
родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в
своем развитии, то и родителю следует получить особые знания.
Ребенок с
ограниченными возможностями здоровья во многом не похож на детей с нормальным
развитием, не похож на нас с вами. Надо научиться понимать такого ребенка, по
капле накапливая опыт общения. Надо быть чувствительным к его нуждам, к тем
почти незаметным сигналам, которые он подает, пытаясь достучаться до нашего
сознания. Учитесь слушать и слышать, слышать и понимать, понимать и
действовать. Игры, поступки, поведение детей с ограниченными возможностями,
конечно, имеют свои особенности. Но нельзя забывать, что ребенок — это всегда
ребенок.
Каждый ребенок имеет
повышенный интерес к определенной деятельности. Нужно определить эти участки и
сконцентрировать свое внимание на занятиях, которые захватывают ребенка. Именно
через это увлечение, через это любопытство, через этот повышенный интерес
следует строить игровую деятельность и, в конце концов, реализовывать
реабилитационную программу.
Идите от интереса
ребенка через его возможности — к решению его проблем.
Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ
Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения
гнева.
Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий,
разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех
способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только
временный успех.
Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок
ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или
воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка;
обеспечьте ему чувство защищенности.
Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они
неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать Вашу аргументацию, а, скорее
всего, просто не услышит Вас.
Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а
в понимании его проблем и в помощи взрослого.
Рекомендации родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей
с РАС:
Самое важное - не маскировать диагноз за якобы «более благозвучным» и «социально приемлемым». Не убегать от проблемы и не фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как: инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее. Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе; научить его
справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и выстроенных
заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть на самом деле.
Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу любви и
доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он не научится делать
это самостоятельно.
Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на
протяжении всей жизни и без Вашей поддержки ребенку будет сложно.
Родители должны
понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребенка с ОВЗ, она продолжается,
и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не
проявляя излишнюю ненужную жалость. Важно для родителя знать особенности своего
ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире,
научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как
ребенка со скрытыми возможностями.
Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.
Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие
члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой»,
отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с
ним.
Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования
чрезмерными.
Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни какие гаджеты
не заменят Вас.
Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и
перенимайте чужой.
Не изводите себя упреками. В том, что у Вас особый ребенок, Вы не виноваты!
Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить
самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и
непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознагражден!
Информация для родителей по оказанию
образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам подборку
информационных ресурсов, которые, возможно, будут для Вас полезны и помогут
найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и
поддержку.
http://akademroditel.ru/–
«Академия родителей».
Разделы сайта содержат советы,
связанные с физическим и психо-эмоциональным развитием детей, с использованием
в воспитательном процессе развивающих игр, творческих приёмов, выделена
информация об образовательных учреждениях. Одно из направлений сайта – детская
дефектология, где приведены рекомендации для родителей профильных специалистов
– дефектолога, логопеда, психолога. Поделиться и обменяться личным опытом
родители могут на форуме.
www.logopedplus.ru–
«Логопед+».
Ресурс содержит информацию для
логопедов и родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями. Представлена
информация о речевом развитии детей, видах речевых нарушений, методах их
преодоления, а также рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики,
подготовке к школе детей данной нозологии.
http://ovz.ipk74.ru – «Понимаем.Принимаем. Помогаем».
Информационный ресурс ориентирован на информирование родительской аудитории по вопросам правового регулирования обучения, воспитания «особых» детей, их социализации. В разделе «Мой ребёнок!» отражены психофизиологические особенности таких детей, особенности формирования среды их развития. В разделе «Учимся вместе» даны рекомендации поотбору программ обучения в образовательных организациях. Раздел «Решаем проблемы вместе» предоставляет возможность получить консультацию психолога и дефектолога. Имеется подборка тематических ссылок на ресурсы сети Интернет, которыми могут воспользоваться родители детей с ОВЗ.
http://specposobie.narod2.ru – «В помощьродителям незрячего ребёнка».
На сайте рассматриваются особенности
развития детей в условиях тяжёлого зрительного дефекта, даются советы родителям
по воспитанию детей дошкольного возраста в семье. Родителям предоставлена
возможность познакомиться с современной методической литературой ипообщаться на
форуме.
www.defectolog.ru - «Дефектолог».
Ресурс посвящён вопросам развития
детей с ОВЗ. Посетив данный сайт, родители могут узнать о возрастных нормах
развития ребёнка, найти рекомендации дефектолога, логопеда, психолога,
познакомиться с развивающими играми, пообщаться на форуме с другими родителями
и специалистами.
http://voi-deti.ru/ – информационный
сайт «Родительский клуб».
Сайт освещает последние новости,
законы, касающиеся льгот, прав и обязанностей, подробную информацию о том, как
оформить инвалидность. Представлена база данных, содержащая сведения о
реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, благотворительных фондах,
родительских организациях, образовательных учреждениях РФ, принимающих на
обучение детей-инвалидов.
http://www.kidsunity.org – портал «Единстводетей».
Портал создан специально для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Предоставляет возможность детям найти
себе друзей по интересам, раскрыть свой талант путём размещения своих рисунков,
стихов, фотографий. Отдельным разделом выделена информация для родителей,
касающаяся правовых вопросов, воспитания, обучения, «особого» ребёнка в
условиях семьи.
http://deti-kak-deti.org –
«Дети как дети».
На сайте представлены различные
материалы о детях с ограниченными возможностями здоровья: тексты книг,
адресованных читателям всех возрастных групп, фильмы об инвалидах. Представлены
творческие работы детей с особенностями развития.
https://vk.com/club71486190 – группа
для родителей детей-инвалидов «Мы – вместе!».
Виртуальное сообщество родителей,
имеющих детей с нарушениями зрения организовано с целью объединения родителей,
оказания им помощи в воспитании, обучении, реабилитации и адаптации
детей-инвалидов по зрению, оказания им психологической поддержки и
консультирования по различным вопросам.
http://ovz.zabedu.ru/ –
информационный портал для родителей детей-инвалидов «Особый ребёнок».
Разделы Интернет-ресурса содержат
советы о воспитании детей с различной категорией инвалидности и ограниченными
возможностями здоровья, информацию о правах и льготах для детей-инвалидов и их
семей, советы различных специалистов, перечень учреждений социальной защиты и
реабилитации.
http://deti.nspu.ru/ovz/ –
«Информационный ресурс для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов».
Ресурс содержит информацию о
реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях, список методической
литературы о проблемах детей с ОВЗ и путях их решения, рекомендации родителям и
другую полезную информацию.