Учебный план 2022-2023

Выписка из ООП НОО МБОУ Первомайской СОШ,
утвержденной приказом директора
№ 148-О от 31.08.2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану НОО
МБОУ Первомайской СОШ
на 2022 – 2023 учебный год
Учебный план начального общего образования МБОУ Первомайская СОШ
на 2022-2023 учебный год разработан на основе следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года N 273-ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021г.№286 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении
СанПиН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"" с изменениями от 02.11.2021г.№27;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24.03.2021 № 10 "О внесении изменений в
санитарно-эпидемиологические
правила
СП
3.1/2.4.3598-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19)",
утвержденные
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от
30.06.2020 № 16"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
№816 от 23.08.2017 г. «Об утверждении порядка применения
организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»
- Устав МБОУ Первомайская СОШ.

Учебный план начального общего образования МБОУ Первомайская СОШ
(далее — учебный план), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам
и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе
учебного материала, формировании перечня результатов образования и
организации образовательной деятельности.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих
целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и
индивидуализацию обучения.
Вариативность содержания образовательных программ начального общего
образования реализуется через возможность формирования программ
начального общего образования различного уровня сложности и
направленности, с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Объём обязательной части программы начального общего образования
составляет 80 %, а объём части, формируемой участниками образовательных
отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, — 20
% от общего объёма. Объём обязательной части программы начального
общего образования, реализуемой в соответствии с требованиями к
организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной
учебной неделе, предусмотренными действующими санитарными
правилами и гигиеническими нормативами.
Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы в МБОУ Первомайской СОШ, и учебное время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения.
Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной
динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности
учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется
равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимально
допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим
санитарным правилам и нормативам.
МБОУ Первомайская СОШ самостоятельна в организации образовательной
деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по
каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные
занятия, экскурсии и т. д.). Во время занятий необходим перерыв для
динамической паузы не менее 2 минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего

образования с учётом обязательных для изучения учебных предметов.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе
предусматривающих углублённое изучение учебных предметов, с целью
удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в
физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих
этнокультурные интересы.
Обязательная часть - перечень учебных предметов по УМК
«Школа России», обязательных для изучения на первой ступени обучения, в
соответствии с ФГОС НОО, по которым проводится оценка
образовательных достижений учащихся по итогам учебного года.
Обязательная часть учебного плана школы представлена следующими
областями:
Предметная область «Русский язык и литературное чтение»: направлена
на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности
выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, на
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления
совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о
лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие школьники
овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и письменные текстыописания и повествования небольшого объема, овладевают основами
делового письма (написание записки, адреса, письма).
Изучение предмета «Русский язык» направлено на развитие языковой
компетентности, коммуникативных умений, диалогической и
монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые
способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе
ориентировано на формирование и совершенствование всех видов речевой
деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо,
различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром отечественной и
зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических
чувств школьника, способного к творческой деятельности.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение»
предусматривает изучение «Русского языка» (1,2,3,4 классы),
«Литературного чтения» (1,2,3,4 классы). В учебном плане на изучение
предметов «Русский язык» в 1-х классах отводится 5 часов, во 2-4 кл- 5 часов,
на «Литературное чтение» - в 1кл - 4 часа, во 2-3 классе предусмотрено 4

часа, в 4 кл. - 3 часа.
Предметная область Родной язык и литературное чтение на родном
языке.
Данная область является необязательной, т.к. обучение ведется на русском
языке (вариант 1).
Предметная область «Иностранный язык». Изучение учебного предмета
«Английский язык» направлено на приобретение навыков общения в
устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе
своих речевых возможностей и потребностей, освоение правил речевого и
неречевого поведения; на расширение лингвистического кругозора;
способствует формированию дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников
в других странах. Изучение «Английского языка» начинается со 2 класса по
2 часа в неделю по программе «Английский язык».
Предметная область «Математика и информатика».
Изучение математики направлено на формирование первоначальных
представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на
развитие образного и логического мышления, воображения,
математической речи, формирование предметных умений и навыков,
необходимых для успешного решения учебных и практических задач и
продолжения образования. Предметная область «Математика и
информатика»
предусматривает
изучение
учебного
предмета
«Математика» по 4 часа в неделю.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий
мир)» Изучение интегрированного предмета
«Окружающий мир» направлено на воспитание любви и уважения к
природе, своему поселку, своей Родине; осмысление личного опыта общения
ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме;
приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого
эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно
быть уделено формированию у младших школьников здорового образа
жизни, элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е.
основам безопасности жизнедеятельности. На изучение предмета
«Окружающий мир» по 2 ч. в неделю в 1-4кл.
Предметная область «Искусство».
Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено
на развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру. Учебный
предмет «Изобразительное искусство» можно изучать отдельно или в
качестве интегрированного предмета
«Художественный труд». В образовательную область «Искусство» входят
учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка», как
самостоятельные предметы с учебной нагрузкой по 1 часу в неделю

соответственно.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской
этики»
В 4 классе предметная область «ОРКСЭ» (основы религиозной культуры и
светской этики) реализуется через модули «Основы светской этики»,
«Основы православной культуры». Выбор модуля осуществляется
родителями (законными представителями) обучающихся. Предмет
направлен на включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное
исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о
морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции,
воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о
светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в
культуре, истории современности России. На его изучение отводится 1ч. в
неделю в 4кл.
Предметная область «Технология».
Учебный
предмет
«Технология»
формирует
практико-ориентированную направленность содержания обучения,
которая позволяет реализовать практическое применение знаний,
полученных при изучении других учебных предметов (математика,
окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык,
литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности
ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления
у школьников. Образовательная область «Технология» предусматривает
изучение предмета «Технология» с учебной нагрузкой 1 час в неделю во
всех 1-4-х классах.
Предметная область «Физическая культура».
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья,
содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному
развитию, успешному обучению, формированию первоначальных умений
саморегуляции средствами физической культуры. Развитию и всесторонней
физической подготовленности ученика.
Предметная область «Физическая культура» включает по 2 ч. физической
культуры в 1, 2, 3, 4 классах.
Часть
учебного
плана, формируемая участниками
образовательных отношений обеспечивает реализацию индивидуальных
потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, использовано
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебного
предмета «Физическая культура» с целью удовлетворения потребностей в
физическом развитии.

Учебный план в соответствии с ФГОС НОО предусматривает 4-летний
срок освоения образовательных программ начального общего образования.
Продолжительность учебного года для 1 классов – 33 учебные недели, для 2,
3, 4-х классов – 34 учебные недели. Продолжительность урока составляет во
2—4 классах — 40мин
Продолжительность урока для 1-х классов:
- с сентября по декабрь - по 35 минут, с января по май - по 40 минут
(п.3.4.16.СанПиН 2.4.2.3648-20),
- число уроков в день: в сентябре-октябре – по 3 урока в день, в ноябре-мае
– по 4 урока с целью реализации «ступенчатого» метода постепенного
наращивания учебной нагрузки в первом классе. В середине учебного дня
организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для 1-го класса
предусматриваются дополнительные каникулы – 1 неделя (письмо
Минобразования РФ от 20 апреля 2001года № 408/13-13).
На основании п. 3.4.16.СанПиН 2.4.2.3648-20:
- учебная неделя в 1-х классах организуется только в режиме 5-дневной
учебной недели,
- для 2-4-х классов на основании решения Совета школы определена
пятидневная учебная неделя.
В 1 классах при использовании «ступенчатого» режима обучения
максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
– 21 час, во 2, 3, 4-х классах – 23часа.
При составлении учебного плана образовательного учреждения групповые
занятия учитываются при планировании часов внеурочной деятельности с
учетом действующих санитарно-эпидемиологических требований и
нормативов.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их
выполнения в следующих пределах: 1,5 часа — для 2 и 3 классов, 2 часа —
для 4 класса. Обучение первоклассников проводится без бального
оценивания знаний и домашних заданий. На уровне начального образования
процесс обучения проводится с использованием УМК «Школа России».
В учебном плане строго выдержаны предъявляемые требования к условиям
обучения школьников из расчета на 5-ти дневную учебную неделю. Учебная
нагрузка не превышает максимальный объем обязательной нагрузки.
Промежуточная аттестация обучающихся
Качество образования на уровне начального общего образования
рассматривается как совокупность личностного, метапредметного и
предметного результата.
В первом классе применяется качественная система оценивания
– без бального оценивания успешности освоения обучающимися основной
образовательной программы.

Промежуточная
аттестация
2 – 4 классов
осуществляется
в
соответствии
с «Положением о формах,
периодичности,
порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся». Промежуточная аттестация
проводится, начиная со второго класса по учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю, отнесенному к обязательной части учебного плана.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются основной
образовательной
программой
начального
общего
образования (календарным учебным
графиком начального общего
образования МБОУ Первомайской СОШ на учебный год).
Промежуточная аттестация обучающихся проводится согласно Положения о
промежуточной аттестации.
График проведения оценочных процедур на конкретный учебный год
утверждается ежегодно, размещается на сайте школы.
Для начального уровня общего образования представлен вариант (1)
учебного плана для образовательных организаций, в которых обучение
ведётся на русском языке (5-дневная учебная неделя).
*Родителями (законными представителями) изучение родного русского языка
и литературного чтения на родном русском языке и другие языки из числа
языков народов Российской Федерации не выбраны.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее
2954 ч и более 3190 ч в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной
неделе.

Учебный план
начального общего образования МБОУ Первомайской СОШ
(5-дневная учебная неделя)
Вариант 1
(1 классы)
Классы Количество часов в неделю Всего
Предметные
1А
1В 1Г
области
1Б
класс
класс
класс
Учебные предметы
класс

Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
Литературное чтение
чтение
Иностранный язык Иностранный язык
Математика и
информатика

Математика

Обществознание и
Окружающий мир
естествознание
(окружающий мир)
Основы
Основы религиозных
религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
Музыка
Искусство
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая
Физическая культура
культура
ИТОГО:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений (футбол)
Учебные недели
Всего часов
Рекомендуемая недельная нагрузка при 5-ти
дневной учебной неделе
Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная действующими
санитарными правилами и гигиеническими
требованиями
Часы к оплате

5

5

5

5

20

4
-

4
-

4
-

4
-

16
-

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

-

-

-

-

-

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

2

2

2

2

8

20

20

20

20

80

1

1

1

1

4

33
693

33
693

33
693

33
693

132
2772

21

21

21

21

84

21

21

21

21

84

21

21

21

21

84

Учебный план
начального общего образования МБОУ Первомайской СОШ
(5-дневная учебная неделя)
Вариант 1
(2 классы)
Классы Количество часов в неделю Всего

Предметные
области

Учебные предметы

Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
Литературное чтение
чтение
Иностранный язык Иностранный язык
Математика и
информатика

Математика

Обществознание и
Окружающий мир
естествознание
(окружающий мир)
Основы
Основы религиозных
религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
Музыка
Искусство
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая
Физическая культура
культура
ИТОГО:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений (футбол)
Учебные недели
Всего часов
Рекомендуемая недельная нагрузка при 5-ти
дневной учебной неделе
Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная действующими
санитарными правилами и гигиеническими
требованиями
Часы к оплате

2А 2Б 2В 2Г 2Д
класс класс класс класс класс

5

5

5

5

5

25

4
2/2

4
2/2

4
2/2

4
2/2

4
2/2

20
20

4

4

4

4

4

20

2

2

2

2

2

10

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

2

2

2

2

2

10

22

22

22

22

22

120

1

1

1

1

1

5

34
782

34
782

34
782

34
782

34
782

170
3910

23

23

23

23

23

115

23

23

23

23

23

115

25

25

25

25

25

125

Учебный план
начального общего образования МБОУ Первомайской СОШ
(5-дневная учебная неделя)
Вариант 1
(3 классы)

Предметные
области

Классы Количество часов в неделю Всего
3А
3В 3Г 3Д
Учебные предметы
класс
класс класс класс

Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
Литературное чтение
чтение
Иностранный язык Иностранный язык
Математика и
информатика

Математика

Обществознание и
Окружающий мир
естествознание
(окружающий мир)
Основы
Основы религиозных
религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
Музыка
Искусство
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая
Физическая культура
культура
ИТОГО:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений (футбол)

5

5

5

5

20

4
2/2

4
2/2

4
2/2

4
2/2

16
16

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

-

-

-

-

-

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

2

2

2

2

8

22

22

22

22

96

1

1

1

1

4

34
34 34 34
Учебные недели
782
782 782 782
Всего часов
Рекомендуемая недельная нагрузка при
23
23 23 23
5-ти дневной учебной неделе
Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная
23
23 23 23
действующими санитарными правилами
и гигиеническими требованиями
23
23 23 23
Часы к оплате
Учебный план
начального общего образования МБОУ Первомайской СОШ
(5-дневная учебная неделя)
Вариант 1
(4 классы)

136
3128
92

92
100

Количество часов в неделю Всего
Предметные
области

Классы
Учебные предметы

Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
Литературное чтение
чтение
Иностранный язык Иностранный язык
Математика
и информатика

Математика

Обществознание
Окружающий мир
и естествознание
(окружающий мир)
Основы
Основы религиозных
религиозных
культур и светской
культур и светской
этики
этики
Музыка
Искусство
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая
Физическая культура
культура
ИТОГО:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Учебные недели
Всего часов
Рекомендуемая недельная нагрузка при 5-ти
дневной учебной неделе
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная действующими
санитарными правилами и гигиеническими
требованиями
Часы к оплате

4А 4Б 4В 4Г
класс класс класс класс

5

5

5

5

20

4
2/2

4
2/2

4
2/2

4
2/2

16
16

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

1

1

1/1

1

5

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

2

2

2

2

8

23

23

23

23

101

0

0

0

0

0

34
782

34
782

34
782

34
782

136
3128

23

23

23

23

92

23

23

23

23

92

23

23

23

23

101

План внеурочной деятельности
№

Направления/
Название курса

Количество часов
1-ые
2-ые
3-и
4-ые
классы классы классы классы

Итого

1.

1.1.
1.2.
2.

2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.

4.1.
4.2.
5.
5.1.
6.
6.1.
6.2.
7.
7.1.
7.2
7.3.
7.4.

Спортивнооздоровительная
деятельность
Футбол
Волейбол
Проектноисследовательская
деятельность
«Я-исследователь»
«Шахматы»
Коммуникативная
деятельность
«Разговоры о важном»

«Смысловое чтение»
«Читалочка»
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Ритмика
Развитие речи
Информационная
культура
«Робототехника»
Интеллектуальные
марафоны
«Эрудит»
«Искусственный
интеллект»
Учение с
увлечением!
«Занимательная
математика»
«Орфографическая
зоркость»
«Волшебные
пальчики»
«Тропинка к своему я»

5

6

6
5

6
5

8

5

24
2

5
2
5

4
1
4

18
6
18

2

4
2
4

5
1
5

1
1

1
2

2
3

3

3

1
1

1
1

5

4

5

3

17

5

4

6

4

19

2

2

2

2

8

2

1

2

1

6
139

Выписка из ООП ООО МБОУ Первомайской СОШ,
утвержденной приказом директора
№ 148-О от 31.08.2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану основного общего образования
в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта
МБОУ Первомайской СОШ
на 2022 - 2023 учебный год
Учебный план основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Первомайской СОШ устанавливает перечень учебных предметов, и объем учебного времени,
отводимого на их изучение при получении основного общего образования.
Учебный план общеобразовательного учреждения является частью основной образовательной
программы основного общего образования (далее – ООП ООО), составлен в соответствии с требованиями
и содержанием ФГОС ООО, на основе рекомендаций Департамент общего образования Томской
области по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 20222023 учебный год от 17.06.2022 №57-3035 и следующего пакета документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
редакции от 26.05.2021;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утвержденным Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол
1/22 от 18.03.2022 г.)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.07.2020 № 369 «Об утверждении порядка зачета
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения
обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных
образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе
с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»);
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № ДТ-41/06 «Об организации обучения в
дистанционной форме»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (далее – Гигиенические нормативы);

- Письмо Министерства просвещения РФ от 5.07.2022 № ТВ-1290/03 «Информационно- методическое
письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального
общего и основного общего образования»
- Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и
элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных
процедурах оценки качества образования, одобренные решением федерального учебно методического
объединения по общему образованию (далее – ФУМО) (протокол от 12.04.2021
№1/21), подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«Федеральный институт педагогических измерений» и размещенных на сайте https://tc.edsoo.ru.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего,основного общего, среднего общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.12.2020 № 712 «О
внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные
стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №
1/15 (в редакции от 04.02.2020 г.) размещена в реестре примерных основных общеобразовательных
программ Министерства образования и науки Российской Федерации (http://fgosreestr.ru)
 Примерной

адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию протокол 1/22 от 18.03.2022 г.)  Приказ Министерства просвещения;
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных
предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй
иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика,
алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика,
биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы
безопасности жизнедеятельности.
Учебный план основного общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный
объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по
классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования может
включать как один, так и несколько учебных планов.
Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка Российской
Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам)
обучения.
Учебный план определяет учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам)
обучения; общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся в
соответствии ООП ООО, формы промежуточной аттестации учащихся.
Продолжительность учебного года и урока в МБОУ Первомайской СОШ определена
действующими нормативными документами.
Занятия в 5-9-х классах организованы при 6-дневной рабочей неделе.
Режим работы школы: продолжительность урока – 40 минут.
Продолжительность учебного года: 34 учебных недель в 5-9 классах.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней,
летом — не менее 8 недель
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

При проведении учебных занятий в 5-9-х классах по «Иностранному языку (английский»), Второму
иностранному языку (немецкий), «Технологии», «Информатике и ИКТ» осуществляется деление классов
на две подгруппы (при наличии 21 и более человек).
Учебный план на уровне ООО составлен в соответствии с содержанием ООП ООО, требованиями к
реализации ФГОС ООО и представлен двумя частями:
− Обязательная часть.
− Часть, формируемая участниками образовательных отношений в целях обеспечения индивидуальных
потребностей учащихся.
Предметная область «Русский язык и литература» (русский язык, литература) обеспечивают доступ к
литературному наследию и сокровищам отечественной мировой культуры и достижениям цивилизации,
формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним, базовых
умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков.
Предметная область «Родной язык и родная литература»* представлена предметами: родной язык и родная
литература. Родителями (законными представителями) язык из числа языков народов Российской Федерации не
выбран.

Предметная область «Иностранные языки» обеспечивает приобщение к культурному наследию стран
изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как
инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и
профессиональным ростом; формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение,
аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; обогащение
активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным
языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Обязательный базовый учебный предмет «Иностранный язык (английский)» изучается в 5-9 классах по
3 часа в неделю с делением на группы.
«Второй иностранный язык (немецкий)».
В соответствии с ФГОС основного общего образования изучение "Второго иностранного языка"
предусмотрено на уровне основного общего образования.
Изучение второго иностранного языка осуществляется в 7-8 классах по 1 часу в неделю с делением на
группы. Изучение второго иностранного языка в 5 классах не выбран.
Предметная область «Математика и информатика» включает такие предметы как
математика (5-6 класс), алгебра, геометрия, информатика (7-9 класс). Данная область
обеспечивает осознание значения математики и информатики в повседневной жизни
человека, понимание роли информационных процессов в современном мире, формирование представлений
о математике как части общечеловеческой культуры.
Предметная область «Общественно-научные предметы» (История России. Всеобщая история,
обществознание, география) обеспечивает формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, политкультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации, приобретения теоретических знаний и опыта их применения для
адекватной ориентации в окружающем мире.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
позволяет формировать способности к духовному развитию, толерантности, представлений об
исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской
государственности.
В связи с тем, что данная предметная область 4-х классах школы реализуется в курсе ОРКСЭ в объеме 34
недельных часов, в 5 классе с целью продолжения духовно-нравственного развития обучающихся
программы. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе в
части, формируемой участниками образовательных отношений.
Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» (физика, биология,
химия) способствует формирование целостной научной картины мира, развитию основ учебноисследовательской и проектной деятельности, использованию таких естественнонаучных методов и
приемов, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование
воспитанию бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Изучение предметной области «Искусство» (изобразительное искусство, музыка) развивает
эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, индивидуальные творческие способности,

формирует интерес и уважительное отношение к культурному наследию народов России, сокровищам
мировой цивилизации, их сохранению и преумножению.
Предметная область «Технология» обеспечивает развитие творческой деятельности обучающихся в
процессе решения прикладных учебных задач, использовании знаний, полученных при изучении других
учебных предметов, демонстрировать экологическое мышление в разных сферах деятельности.
Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» позволяет обеспечить физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное
развитие личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей
предметной области, формирование и развитие установок здорового и безопасного образа жизни,
овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности.
Углубленная подготовка осуществляется в предметной области «Русский язык и литература».
Увеличение количества часов, отводимое на изучение предметов за счет переноса из части, формируемой
участниками образовательных отношений: на предмет «Русский язык » в 5 классах - 1 час, в 8- 9 классах
по 0,5 часа в неделю, в 7 классах по 1 часу в неделю. С целью формирования лингвистического
мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, подготовки учащихся
к итоговому собеседованию по русскому языку.
На углубленную подготовку осуществляется в предметной области «Математика и информатика».
Увеличение количества часов, отводимое на изучение предметов за счет переноса из части, формируемой
участниками образовательных отношений: на предмет «Математика» в 5 классах по 1 часу в неделю, в 6
классах по 1 часу в неделю; на предмет «Алгебра» - в 7 классах по 1 часу в неделю, в 8-9 классах по 0,5
часа в неделю.
Углубленная подготовка осуществляется в предметной области «Естественно - научные предметы».
Увеличение количества часов, отводимое на изучение предметов за счет переноса из части, формируемой
участниками образовательных отношений: на предмет «Биология» в 6-7 классах по 1 часу в неделю.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, введены:
- в 5 классах – обществознание «Обществознание» который служит введением в предмет,
предполагающий дальнейшее изучение в 6-9 классах;
- в 5-6 классах - «ОБЖ» курс носит пропедевтический характер и готовит обучающихся к изучению
предмета в 8- 9классах, включает в себя практические занятия;
- в 7 классах – «МХК» 1 час в неделю, который способствует развитию целостного эстетического
восприятия отображения природы и окружающей человека жизни в произведениях искусства.
- в 8-9 классах изучается учебный предмет «Черчение» по 1 часу в неделю, который способствует
развитию пространственных представлений, логического и технического мышления, познавательных и
творческих способностей школьников, формирует понимание обучающимися значения прогрессивной
технологии производства, в основе которых лежит восприятие чертежа;
- в 9 классе введен элективный курс – 0,25 часа в неделю «Основы правоведения» призван развивать
интерес к этой удивительной науке, способствует углублению знаний учащихся по обществознанию,
углубить знания учащихся о власти, о правовом государстве и гражданском обществе, об основных отраслях
права, о правах ребёнка; способствовать подготовке учащихся к практической жизни, сознательному выбору
профессии, формированию активной гражданской позиции.
- в 9 классе введен элективный курс предпрофильной подготовки – 0,25 часа в неделю «Практическая
биология» расширяет и углубляет базовую программу за счет рассмотрения тем, которых нет в программе 9 класса,
и способствует развитию мотивации к выбору профильной траектории образовательного процесса.
Учебный план для обучающихся с задержкой психического развития в 5-9 классах рассчитан на инклюзивное
обучение. Количество учащихся с ОВЗ по параллелям: 5 классы – 11 человек, 6 классы – 13 человек, 7 классы –
14человек, 8 классы- 21 человек ( 1 учащийся с УО), 9 класс – 18 (1 учащийся с УО).

Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация учащихся 5- 9 классов проводится 28 апреля - 20 мая. В ходе промежуточной
аттестации устанавливается соответствие полученных результатов обучения образовательным целям.
Содержанием промежуточной аттестации являются стандартизированные контрольные работы по
предметам учебного плана.
Решение о переводе обучающегося в следующий класс выносится на основе успешного выполнения
учащимся промежуточной аттестации.

Учебный план для 5-ых общеобразовательных классов обновленный ФГОС
Предметные области

Учебные пред-

Количество часов в неделю

меты

5А
Классы

Де

5Б

л.

Дел.

5В

по гр

по

Дел.

5Г

Дел.

по

по

гр

груп

гр
Обязательная часть
Русский язык и

Русский язык

5

5

5

5

литература

Литература

3

3

3

3

Иностранные языки

Иностранный язык

3

3

3

3

3

3

3

3

(английский)
Математика

5

5

5

5

Общественно-научные

История

2

2

2

2

предметы

География

1

1

1

1

Естественнонаучные

Биология

1

1

1

1

Музыка

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

Технология

Технология

2

Физическая культура и

Физическая культура

2

2

26

26

Обществознание

1

1

1

1

Русский язык (У)

1

1

1

1

Математика (У)

1

1

1

1

Основы безопасности

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6

6

6

Математика и
информатика

предметы
Искусство

2

2

2

2

2

2

2

2

2

основы безопасности
жизнедеятельности
Итого
Часть, формируемая

26

26

участниками
образовательного процесса

жизнедеятельности
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Финансовая грамотность
ИТОГО
Максимально допустимая недельная нагрузка
Число классов - комплектов

32

5

32

5

32
4

6
5

32

5

Итого к финансированию

148

Учебный план для 6-ых общеобразовательных классов
Предметные области

Количество часов в неделю

Учебные предметы
Классы

6А

Дел.

6Б

по гр

Дел.

Дел.

6В

по гр

6Г

по гр

дел.
По гр

Обязательная часть
Филология

Русский язык

6

6

6

6

Литература

3

3

3

3

Иностранный язык

3

3

3

3

3

3

3

3

(английский)
Математика

6

6

6

6

Общественно-научные

История России. Всеобщая

2

2

2

2

предметы

история
Обществознание

1

1

1

1

География

1

1

1

1

Биология

2

2

2

2

Музыка

1

1

1

1

Изобразительное искусство

1

1

1

1

Технология

Технология

2

Физическая культура и

Физическая культура

3

Математика и
информатика

Естественно-научные
предметы
Искусство

2

2

2

2

3

2

2

3

2

3

основы безопасности
жизнедеятельности
Итого

31

Часть, формируемая

Основы безопасности

участниками

жизнедеятельности

5

31

5

31

5

31

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

5

образовательного процесса
МХК
ИТОГО
Максимально допустимая недельная нагрузка

33

5

33

5

33

Число классов - комплектов

4

Итого к финансированию

152

5

33

5

Учебный план для 7-ых общеобразовательных классов
Предметные области

Учебные пред-

Количество часов в неделю

меты

7А
Классы

Дел.

7Б

по гр

Дел.

7В

Дел.

по гр

7Г

дел

по

по

гр

груп.

Обязательная часть
Филология

Русский язык

5

5

5

5

Литература

2

2

2

2

Иностранный язык

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

3

3

3

(английский)
Второй иностранный

1

1

язык (немецкий язык)
Математика и

Алгебра

4

4

4

4

информатика

Геометрия

2

2

2

2

Информатика

1

Общественно-научные

История России.

2

2

2

2

предметы

Всеобщая история
Обществознание

1

1

1

1

География

2

2

2

2

Естественнонаучные

Биология

2

2

2

2

предметы

Физика

2

2

2

2

Искусство

Музыка

1

1

1

1

Изобразительное

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

искусство
Технология

Технология

2

Физическая культура

Физическая культура

3

2

2

2

2

3

2

3

2

2

3

и основы безопасности
жизнедеятельности
Итого

34

Часть, формируемая
участниками
образовательного
процесса

МХК

ИТОГО
Максимально допустимая недельная нагрузка
Число классов - комплектов
Итого к финансированию

7

34

7

34

7

34

1

1

1

1

1

2

2

2

35

7

35

7

35
4
167

7

35

6

6

Учебный план для 8-ых общеобразовательных классов
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю
8А

Классы

Дел.

8Б

по гр

Дел.

8В

по гр

Дел.

8Г

дел.

по

По

гр

гр

Обязательная часть
Филология

Русский язык

3,5

3,5

3,5

3,5

Литература

2

2

2

2

Иностранный язык

3

3

3

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

1

1

1

(английский)
Второй иностранный
язык (немецкий язык)
Математика и

алгебра

информатика

3,5

3,5

3,5

3,5

Геометрия

2

2

2

2

Информатика

1

Общественно-научные

История России.

2

2

2

2

предметы

Всеобщая история
Обществознание

1

1

1

1

География

2

2

2

2

Биология

2

Физика

2

2

2

2

Химия

2

2

2

2

Музыка

1

1

1

1

ИЗО

1

1

1

1

Технология

Технология

2

2

2

2

Физическая культура

Основы безопасности

1

1

1

1

и основы безопасности

жизнедеятельности

жизнедеятельности

Физическая культура

3

3

3

3

Естественнонаучные
предметы

Искусство

Итого

35

Часть, формируемая

Черчение

1

1

1

2

5

1

1

2

35

5

1

1

2

35

5

35

1

1

1

1

1

1

1

1

5

участниками
образовательного
процесса
ИТОГО
Максимально допустимая недельная нагрузка
Число классов - комплектов
Итого к финансированию

36

5

36

5
4
164

36

5

36

5

Учебный план для 9-ых общеобразовательных классов
Предметные области

Учебные предметы
Классы

Количество часов в неделю
9А

Дел.

9Б

по гр

Дел.

9В

по гр

Дел.

9Г

дел.

по

По

гр

груп.

Обязательная часть
Филология

Русский язык

3,5

3,5

3,5

3,5

Литература

3

3

3

3

Иностранный язык

3

3

3

3

3

3

3

(английский)
Математика и

алгебра

3,5

3,5

3,5

3,5

информатика

Геометрия

2,5

2,5

2,5

2,5

Информатика

1

Общественно-научные

История России.

3

3

3

3

предметы

Всеобщая история
Обществознание

1

1

1

1

География

2

2

2

2

Естественно - научные

Биология

2

2

2

2

предметы

Физика

3

3

3

3

Химия

2

2

2

2

Технология

Технология

1

1

1

1

Физическая культура

Основы безопасности

1

1

1

1

и основы безопасности

жизнедеятельности

жизнедеятельности

Физическая культура

3

3

3

3

Итого

34,5

1

4

1

34,5

1

1

4

34,5

1

4

1

34,5

Черчение

1

1

1

1

образовательного

Основы

0,25

0,25

0,25

0,25

процесса

правоведения
0,25

0,25

0,25

0,25

1,5

1,5

1,5

1,5

Часть, формируемая
участниками

Практическая
биология
ИТОГО
Максимально допустимая недельная нагрузка

36

4

36

4

36

Число классов - комплектов

4

Итого к финансированию

156

4

36

*Родителями (законными представителями) язык из числа языков народов Российской Федерации (кроме родного русского языка) не
выбран.

В школе реализуются различные варианты организационного решения проблемы обучения детей с ОВЗ:
1) обучение в общеобразовательном классе совместно с обучающимися, не имеющими ОВЗ (в условиях
инклюзии обучается 78 человек);
2) сформированы специальные коррекционные классы, где обучаются дети с ОВЗ (на параллели 6 и 9
классов – 20 человек);
3) для детей-инвалидов (2 человека) были созданы условия для получения образования в форме
индивидуального обучения на дому.
Для коррекционных классов (5 Д и 7 Д классы) обучение проводится в первую смену и урочная
деятельность организована по 5-дневной учебной неделе, согласно санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи» от 28.09.2020 № 28.
Учебный план для обучающихся с задержкой психического развития в 5-9 классах рассчитан на инклюзивное
обучение. Количество учащихся с ОВЗ по параллелям: 5 классы – 11 человек, 6 классы – 13 человек, 7 классы – 14
человек, 8 классы- 21 человек ( 1 учащийся с УО), 9 класс – 18 (1 учащийся с УО).
При организации внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР использоваться план внеурочной деятельности по
ООП ООО. Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную деятельность. Она
представлена коррекционными курсами психокоррекционной направленности с целью коррекции и/или ослабления
нарушений в психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР и формирования жизненных
компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а
также адаптацию в социуме. Коррекционных курсов логопедической направленности нет, т.к. в заключениях
ТПМПК для обучающихся 5-9 классов нет данных рекомендаций. Время, отведенное на внеурочную деятельность,
не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АОП ООО обучающихся с ЗПР.

В 5 Д классе обучаются 8 человек. Согласно заключению ТПМПК 6 обучающимся рекомендовано
обучение по АООП ООО для обучающихся с ЗПР.
Учебный план для 5 Д (коррекционный класс), обновленный ФГОС.
Предметные области

Учебные пред-

5Д

меты
Классы
Обязательная часть
Филология

Русский язык

5

Литература

3

Иностранный язык

3

(английский)
Математика

5

Общественно-научные

История России. Всеобщая

2

предметы

история

Математика и
информатика

Естественнонаучные

География

1

Биология

1

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

предметы
Искусство
Технология

Технология

Физическая культура и

Адаптивная физическая

2/2
2

культура

основы безопасности
жизнедеятельности
Итого

26/2

Часть, формируемая

Обществознание

0,5

Основы безопасности

0,5

участниками
образовательного процесса

жизнедеятельности
Основы духовно-

1

нравственной культуры
народов России
Русский язык

0,5

Математика

0,5

ИТОГО
Максимально допустимая недельная нагрузка
Итого к финансированию

3
29/2

31

В 7 Д классе обучаются 10 человек. Согласно заключению ТПМПК 6 обучающимся рекомендовано
обучение по АООП ООО для обучающихся с ЗПР, 3 обучающимся рекомендовано обучение по АООП ООО
для обучающихся со смешанными расстройствами учебных навыков и одному обучающемуся
рекомендовано обучение по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) лёгкой степени основной ступени обучения (вариант 1 по ФГОС для обучающихся с УО (
интеллектуальными нарушениями)).

Учебный план для 7-Д коррекционный класс
Предметные области

Учебные предметы

Количество
часов

Обязательная часть
Филология

Русский язык

4

Литература

2

Иностранный язык

3

(английский)
Математика и

Алгебра

3

информатика

Геометрия

2

Информатика

1

Общественно-научные

История России. Всеобщая

2

предметы

история
Обществознание

1

География

2

Естественнонаучные

Биология

1

предметы

Физика

2

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Технология

Технология

Физическая культура

Адаптивная физическая

и основы безопасности

культура

2/2
3

жизнедеятельности
Итого

30/2

Часть, формируемая
участниками
образовательного
процесса

Русский язык

0,5

Алгебра

0,5
ИТОГО

1

Максимально допустимая недельная нагрузка

31/2

33

Итого к финансированию

Учебный план для обучающихся 7 Д (коррекционный класс) 8 Б, 9 В (инклюзия ), котором
рекомендована АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) лёгкой степени основной ступени обучения (вариант 1 по ФГОС для обучающихся с
УО ( интеллектуальными нарушениями))
Предметные
области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Физическая
культура
Технологии
ИТОГО:

7 класс
Обязательная часть
1.1.Русский язык и
4,5
развитие речи
1.2.Чтение и развитие
2
речи
(Литературное
чтение)
1.3. Иностранный
1
язык (английский
язык)
2.1.Математика
5,5
2.2. Информатика
1
3.1.Физика
1
3.2.Биология
1
3.3. География
2
3.4.Химия
4.1. История России.
2
Всеобщая истории
4.2. Обществоведение
1
5.1. Музыка
1
5.2.Изобразительное
1
искусство
6.1. Физическая
3
культура
7. Трудовое обучение
3
29

Часть, формируемая
участниками

Основы

Язык

Математика
Естествознание

Обществознание

Искусство

8 класс

9 класс

3,5

3,5

2

3

2

2

5,5
1
2
2
2
1
2

6
1
2
2
2
1
3

1
1
1

1

3

3

3
33

3
30
0,25

образовательного
процесса

правоведения
Практическая
биология
ОБЖ

0,25

Черчение
ИТОГО:
Коррекционноразвивающая
область
Максимально
допустимая
недельная нагрузка

Психологические
занятия

29
2
31

1

1

1
34
2

1
34
2

36

36

Для двух обучающихся (8 и 7 классов) разработаны специальные индивидуальные программы развития (СИПР). Для
этих обучающихся были созданы условия для получения образования в форме индивидуального обучения на дому.

Индивидуальный чебный план для обучающихся, котором рекомендован СИПР на основе АООП
для обучающихся с ТМНР (НОДА, УО умеренной степени) основной ступени обучения (с учетом
варианта 6.4 по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) в соответствии с реабилитационным потенциалом
и инвалидностью
Классы Количество Количество Работа с
часов
часов
педагогом
Предметные
области
Учебные предметы

Восьмой
год
обучения

Девятый год
обучения

Самостоятельное
освоение
программы

Обязательная часть
Язык и речевая

Общение и чтение

4

4

2,5

1,5

практика

Письмо

3

3

2

1

Математика

Математические представления

4

4

2,5

1,5

1,5

1,5

1

0,5

1

1

0,25

0,75

1

1

0,25

0,75

1

1

0,5

0,5

1,5

1,5

1

0,5

Естествознание Развитие речи и окружающий
природный мир
Жизнедеятельность человека
Человек
Самообслуживание
Искусство

Музыка
Изобразительное искусство

Технология

Предметные действия

1

1

0,5

0,5

Физическая
культура

Адаптивная физическая
культура

3

3

0,5

2,5

Итого

21

21

11

10

участниками

1

1

-

-

1

1

-

1

10

10

Часть,
формируемая
образовательного процесса
Письмо

Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность:
Коррекционные курсы

Коррекционно-развивающий клуб «Маленькая
страна» для детей - инвалидов и детей с ОВЗ при
Центре дополнительного образования
- бисероплетение

4

1

-аппликация

1

-развивающие игры

1 2

-тестопластика

1

Развитие эмоционально-волевой и
коммуникативной сферы
Развитие познавательных процессов и
формирование ВПФ
Двигательное развитие

1
1
2

Внеурочная деятельность
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через образовательные деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно –
оздоровительное, духовно – нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное в
такихформах как: кружки, секции, исследовательские и проектные работы, олимпиады.
Реализация внеурочной деятельности осуществляется через возможности школы,
учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования с
учетом интересов обучающихся.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно – воспитательного процесса
и одной из форм организации свободного времени учащихся. Деятельность, организуемая во внеурочное
время, направлена на удовлетворение потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в
самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
При организации внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР использоваться план внеурочной деятельности по
ООП ООО. Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную деятельность. Она
представлена коррекционными курсами психокоррекционной направленности с целью коррекции и/или ослабления
нарушений в психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР и формирования жизненных
компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а
также адаптацию в социуме. Коррекционных курсов логопедической направленности нет, т.к. в заключениях
ТПМПК для обучающихся 5-9 классов нет данных рекомендаций. Время, отведенное на внеурочную деятельность,
не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АОП ООО обучающихся с ЗПР.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
№ Направления
1

Название курса

Форма
организации

Количество часов
5 класс

Классный час

5

Внеурочная деятельность по учебным предметам
Информационно - просветительские
занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности
Занятия, направленные на
удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся

Разговоры о важном
Беседы, игры,
экскурсии предметные
недели, согласно плану
воспитательной работы
Первый раз в 5 класс

Коррекционно- 1
развивающий
курс

Путь к успеху
Занятия, связанные с реализацией
особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей
обучающихся

Русская словесность
Практикум по
орфографии
Математика для всех

Коррекционно- 1
развивающий
курс
Факультатив
2
Факультатив
2
факультатив

1

Юный исследователь
клуб
2
Финансовая
Внеурочная деятельность по
грамотность в рамках
формированию функциональной
учебного плана
грамотности
Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворению
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся
Волейбол
секция
5
Занятия, направленные на

2

3

удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
Футбол
творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и
«Сакура»
развитии способностей и талантов

4

Внеурочная деятельность,
направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий

5

Внеурочная деятельность,
направленная на организационное
обеспечение учебной
деятельности, осуществление
педагогической поддержки
социализации обучающихся и
обеспечение их благополучия
ИТОГО К ФИНАНСИРОВАНИЮ

Спортивная
секция

2

Клуб

1

Рубеж

кружок

1

предметные недели,
коллективные
творческие дела
согласно плану
воспитательной работы
ЮИД

Кружок

1

24

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(6-9 классы):
№
1

Направление

Наименования рабочих
программ

Формы
организации

«Робототехника»
Практико- ориентированные
задачи в курсе математики

Кружок
Факультативный
курс

Математика для всех

Факультативный
курс

4

4

Сложные вопросы
математики

Факультативный
курс

2

2

Математика за страницами
учебника

Факультативный
курс

1

1

Реальная математика

Факультативный
курс

2

2

Обще интеллектуальное

Классы
6

7

1

5

8
5

итого
9
5
6

2
3
4

Общекультурное
Духовно- нравственное
Спортивнооздоровительное

Работа с текстом

Факультативный
курс

1

1

Текстоведение

Факультативный
курс

1

1

Занимательный синтаксис

Факультативный
курс

Развитие устной и
письменной речи
(функциональная
грамотность)
Исследователь

Факультативный
курс

Нескучное
программирование
Тайны русского языка

Кружок

Трудные вопросы истории
России и Мира с
древнейших времён до
начала XXI века.
История в лицах

Кружок

1

1

кружок

1

1

Химия в задачах

Факультативный
курс

1

1

Секреты орфографии

Факультативный
курс

Занимательная грамматика

кружок

«Физика в задачах»

Факультативный
курс

1

1

Биология в практической
деятельности

Факультативный
курс

2

2

Практическая география

Факультативный
курс

2

2

1

1
2
17
8
7
10

Человек и общество
Там, где живут куклы
Разговоры о важном
«Футбол»
«Рубеж»
«Спорт, здоровье,
образование»

5

Социальное

ЮИД
«Баскетбол»
Основы финансовой
грамотности
Творческая мастерская
Путь к успеху

Психолого- педагогическая
группа
Итого к финансированию

Кружок

кружок

кружок
кружок
Классные часы
Секция
Секция
Секция
кружок
Секция
Кружок
Кружок

коррекционноразвивающий
курс

1

1

1

1

1

1

1

3

3

2

4

2

2

1

3

1

2

1

1

2
4

5

4
8
7

4

10
1

1
5
1

5
1
1
1

1

1
1

1

3
2

1
103

Посещение занятий в ДШИ, ДЮСШ по выбору детей фиксируются классными руководителями в
картах занятости внеурочной деятельностью.

Выписка из ООП СОО МБОУ Первомайской СОШ,
утвержденной приказом директора
№ 148-О от 31.08.2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану среднего общего образования
в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта
МБОУ Первомайской СОШ
на 2022-2023 учебный год
Учебный план среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Первомайская СОШ устанавливает перечень учебных предметов, и объем учебного времени,
отводимого на их изучение при получении среднего общего образования.
Учебный план общеобразовательного учреждения является частью основной образовательной
программы среднего общего образования (далее – ООП СОО), составлен в соответствии с требованиями и
содержанием ФГОС СОО.
Учебный план разработан на основе рекомендаций Департамент общего образования Томской
области по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Томской области на 20212022 учебный год от 23.06.2021 №57-3673 и следующего пакета документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
редакции от 26.05.2021;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые
допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.07.2020 № 369 «Об утверждении порядка зачета
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения
обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных
образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность»;
- Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства
просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе
с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»);
-Письмо Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № ДТ-41/06 «Об организации обучения в
дистанционной форме»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (далее – Гигиенические нормативы);
- Универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов
содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах
оценки качества образования, одобренные решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (далее – ФУМО) (протокол от 12.04.2021 №1/21),
подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«Федеральный институт педагогических измерений» и размещенных на сайте https://tc.edsoo.ru.
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства
просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 № 03-205 «Методические рекомендации по
обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5-11 классов по
индивидуальному учебному плану».
-Письмо Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № ДТ-41/06 «Об организации обучения в
дистанционной форме»;
- примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от
28.05.2016 № 2/16-з, в ред. от 28.10.2015) размещена в реестре примерных основных
общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации (http:
//fgo sreestr. ru).
- методические рекомендации по формированию учебных планов основных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования
общеобразовательных организаций Томской области.
Занятия в 10-х -11 -х классах организованы при 6-дневной рабочей неделе.
Режим работы школы: продолжительность урока – 40 минут.
Продолжительность учебного года: 10 класс 34 учебные недели.
11 класс 34 учебные недели
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не

менее 8 недель.
Учебным планом предусматривается 2-летний срок освоения образовательных программ среднего общего
образования. Учебный план ФГОС СОО включает две части: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определена составом учебных предметов обязательных
предметных областей, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), отражает специфику школы.
В основу учебного плана старшей ступени заложен принцип индивидуализации образования, и
выделившийся класс 10 А – с технологическим профилем, учебный план для 10-го Б класса построен на
модульном уровне (естественно-научный и социально- экономический ) в связи с небольшим
количеством обучающихся.Учебный план для 11-го А класса построен на модульном уровне в связи с
небольшим количеством обучающихся и выделившийся класс 11 Б – социально- экономический профиль.
В основу определения модуля обучения положено изучения потребностей обучающихся, их родителей,
качества знаний на средней ступени обучения.
Эта модель предполагает стандартизацию двух уровней преподавания основных учебных предметов:
базисного и углубленного, и включение в компонент образовательного учреждения элективных курсов,
которые учащийся выбирает в соответствии с индивидуальными целями обучения. Сформированы три
модуля (профиля): технологический, естественнонаучный, социально-экономический.
Обязательная часть учебного плана содержит общие для включения во все модули учебные предметы,
которые изучаются на базовом уровне: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Физическая
культура», «Основы безопасности и жизнедеятельности», «Астрономия», «География»; на углубленном
уровне «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия».
Осуществляется деление классов на группы при изучении предметов на базовом уровне «Иностранный
язык», «Информатика» в случаях, когда в классе не менее 21 человек. Деление на группы при изучении
предмета «Иностранный язык» осуществляется также в случаях, если класс скомплектован из
обучающихся, изучавших ранее разные иностранные языки (английский или немецкий языки).

Технологический модуль, класс ():
на углубленном уровне изучают следующие учебные предметы: «Физика», «Информатика»;
на базовом уровне – «Биология», «Химия», «Обществознание», «История».
Естественнонаучный модуль, класс:
на углубленном уровне изучают следующие учебные предметы: «Биология», «Химия»;
на базовом уровне – «Физика», «Информатика», «Обществознание», «История».
Социально- экономический модуль, класс:
на углубленном уровне изучают следующие учебные предметы: «Обществознание», «История»,
«Экономика», на базовом уровне – «Физика», «Информатика, «Биология», «Химия».
Учебным планом среднего общего образования предусмотрено распределение часов части,
формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с выбором профиля обучения.
Элективные курсы являются обязательными для всех обучающихся, технологическом модуле (11 класс )–
«Черчение», «Практикум по математике»; в естественно- научном профиле (11 класс) – «Практикум по
биологии», «Практикум по химии»; в социально-экономическом модуле – «Право», «Практикум по
географии» (10 класс). Элективные курсы являются обязательными для всех обучающихся
В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя по
выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых предметов, курсов в любом избранной области
деятельности: познавательной практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного года учебного
времени, специально отведённого учебным планом.
На выполнение индивидуального проекта в 10 классе отводится 2 часа в неделю (1 час в расписание ) из них:

один час - теоретическая подготовка ( в урочное время ); один час – практическая работа с проектом (во
внеурочное время ). В процессе работы учащиеся 10 класса знакомятся с представлением о проекте, его
оформлением, выбирают тему проекта из разных областей (общественные науки, естественно –
математические, социальные и др.) и руководителя проекта в соответствии со своими интересами и
индивидуальными возможностями. Учащиеся работают над проектами в течение обучения в 10 классе.
В 10 классе по окончании учебного года организуются учебные сборы, где учащиеся изучают основы
военной службы (с учебной нагрузкой 40 часов). С целью обучения граждан Российской Федерации
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных
учреждениях (приказы Министра обороны РФ № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.10).
Обучение
юношей начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в
образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация учащихся 10- 11 классов 28 апреля - 20 мая.. В ходе промежуточной аттестации
устанавливается соответствие полученных результатов обучения образовательным целям. Содержанием
промежуточной аттестации являются стандартизированные контрольные работы по предметам учебного плана.
Решение о переводе обучающегося в следующий класс выносится на основе успешного выполнения учащимся
промежуточной аттестации

10 А класс
Предметы / профиль

Технологический

Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика : алгебра и
начала анализа и
геометрия
История
Астрономия
ОБЖ
Физическая культура
Индивидуальный проект

1
4
3 /3
6 (у)

2
1
2
3
1/1

ИТОГО
23/1
Часть, формируемые участниками
образовательных отношений
Обществознание
2
География
2
Физика
5(У)
Информатика
3(У)
Биология
1
Химия
1
Право
экономика
ИТОГО
14
Итого
37/1
Итого к финансированию
41

10 Б класс.
Универсальный профиль
Предметы / профиль

Естествен.- науч.

Обязательные
Русский язык
Литература
Иностранный язык

Социально
экономический

предметы
1
4
3/3

Математика : алгебра и
6(у)
начала анализа и
геометрия
Астрономия
1
ОБЖ
2
Физическая культура
3
История
2
4 (у)
Индивидуальный проект
1/1
1/1
ИТОГО
23/4
25/1
Часть, формируемые участниками образовательных отношений
География
2
Физика
1
Информатика
1
1
Обществознание
2
3(У)
Биология
4(У)
1
Химия
4(У)
1
Право
1,5 (У)
экономика
1,5 (У)
ИТОГО
14
12
Итого
37/5
37/1
Итого к финансированию
55

11 А
Предметы / профиль
Технолог.
Естествен.- науч.
Обязательные предметы
Русский язык
2,5
Литература
3,5
Иностранный язык
3/3
Математика : алгебра и
6 (У)
начала анализа и
геометрия
История
2
Физическая культура
3
ИТОГО
20/3
Часть, формируемые участниками образовательных отношений
Обществознание
2
Физика
Инженерная графика (ЭК)
Информатика
Биология
Химия
Практикум по математике
(ЭК)
Практикум по химии (ЭК)
Практикум по биологии
(ЭК)
Право
Итого
ИТОГО
Итого к финансирования

5(У)
2
4(У)
1
1
2

1
1
5
5
1

-

0,5
0,5

17
37/3

1
17
37
55

11 Б класс
Предметы / профиль

Социально
экономический
предметы
2,5
4
3/3
6 (у)

Обязательные
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика : алгебра и
начала анализа и
геометрия
История
5 (у)
Физическая культура
3
ИТОГО
23,5/3
Часть, формируемые участниками
образовательных отношений
Обществознание
3 (У)
Физика
1
Информатика
1
Биология
1
Химия
1
Право
2,5 (У)
экономика
2 (У)
Практикум по математике
1
Финансовая грамотность
1
Итого
13,5
ИТОГО
37/3
Итого к финансированию
40

Внеурочная деятельность.
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела
основной образовательной программы среднего общего образования и представляет собой описание
целостной системы функционирования школы в сфере внеурочной деятельности и включает:
- план организации деятельности ученических сообществ (групп старшеклассников), в
том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов;
юношеских общественных объединений, организаций.
- план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады
по предметам программы средней школы);
- план воспитательных мероприятий.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (10-11 класс):
№

Направление

1

Обще интеллектуальное

Наименования рабочих
программ

Формы
организации

«Трудные и актуальные вопросы
истории России и мира с
древнейших времен до начала
ХХв.
Проблемные вопросы в изучение

Кружок

Класс /
часы
10
11
1

Кружок

1

Сложные вопросы физики

Факультатив

Итого

1

1
1

1

Лингвистический клуб «Сотка»

клуб

Индивидуальный проект

2
3

Спортивнооздоровительное
Общекультурное
Итого к
финансированию

1
6

1
6

Человек - общество - мир

Факультативный
курс

Практическая география

Факультативный
курс

Избранные вопросы математики

Факультативный
курс

Методические подходы к
решению финансовоэкономических задач
Олимпиадная химия

Факультативный
курс

1

1

кружок

1

1

Нескучное программирование

Факультативный
курс

Баскетбол

секция

Разговоры о важном

классный час

1

1

1

2

1

5
2

1

2

1

5
2

4
26

Посещение занятий в ДШИ, ДЮСШ по выбору детей фиксируются классными руководителями в картах
занятости внеурочной деятельностью.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».