АОП-НОО-для-слабовидящих-обучающихся-вариант-4.2

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.

Наименование раздела, пункта программы

Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения слабовидящими обучающимися
адаптированной образовательной программы начального общего образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
слабовидящими обучающимися адаптированной образовательной программы
начального общего образования
Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий
Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционнообразовательной области
Программа духовно-нравственного развития, воспитания
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни
Программа коррекционной работы
Организационный раздел
Учебный план
Система условий реализации адаптированной образовательной программы
для слабовидящих обучающихся

2

3
10
10

10
10
10
10
10
15
17

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Данная адаптированная образовательная программа начального общего образования
МБОУ Первомайской СОШ разработана для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2.) (далее –
АОП НОО).
АОП НОО МБОУ Первомайской СОШ разработана в соответствии:
- п. 6 ст. 28 «Образовательные программы» Федерального закона Российской Федерации
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- п. 9 ст. 28 «Образовательные программы» Федерального закона Российской Федерации
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- п. 1 ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья» Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г №
373 (с изменениями) (далее - ФГОС НОО);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях".
АОП НОО МБОУ Первомайская СОШ разработана с учетом:
- основной образовательной программы начального общего образования МБОУ
Первомайская СОШ,
- образовательных потребностей и запросов обучающихся, их законных представителей.
Целью реализации АОП НОО для слабовидящих обучающихся является создание условий
выполнения требований Стандарта через обеспечение личностного развития данной группы
обучающихся, достижения ими планируемых результатов освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы, обеспечение социальной адаптации и интеграции.
В соответствии с ФГОС НОО слабовидящих обучающихся начальное общее образование
данной группы школьников, будучи по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
сопоставимым с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, осуществляется в пролонгированные календарные сроки.
Достижение поставленной цели при реализации АОП НОО предусматривает решение
следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно-нравственного развития, воспитания
слабовидящих обучающихся, сохранение и укрепление их здоровья;
личностное и интеллектуальное развитие слабовидящих обучающихся;
удовлетворение особых образовательных потребностей, имеющих место у слабовидящих
обучающихся;
создание условий, обеспечивающих слабовидящему обучающемуся достижение
планируемых результатов по освоению учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области;
минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности данной
группы обучающихся для освоения ими адаптированной основной общеобразовательной
программы для слабовидящих;
оптимизация процессов социальной адаптации и интеграции;
выявление и развитие способностей слабовидящих обучающихся с учетом их
индивидуальности, самобытности, уникальности через систему секций, кружков, организацию
общественно полезной деятельности;

3

обеспечение участия педагогических работников, родителей (законных представителей) с
учетом мнения обучающихся, общественности в проектировании и развитии внутришкольной
среды;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа, определяющих пути и способы достижения обучающимися социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития с учетом их особых
образовательных потребностей;
предоставление слабовидящим обучающимся возможности накопления социального
опыта, знаний, умений и способов деятельности, сформированных в процессе изучения учебных
предметов и курсов коррекционно-развивающей области.
Принципы и подходы к формированию адаптированной общеобразовательной
программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся
Вариант 4.2 предполагает, что слабовидящий обучающийся получает образование,
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта
предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы).
Данный вариант предполагает в большей степени коррекцию и развитие у обучающихся
нарушенных функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии;
оптимизацию процессов социальной адаптации и интеграции обучающихся, планомерного
введения в более сложную социальную среду; развитие компенсаторных способов деятельности в
учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса,
познавательной активности; расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые
средства общения; проявление социальной активности.
Обязательной является организация и создание образовательной среды, включающей учет
в процессе организации учебной и внеучебной деятельности клинической картины зрительного
заболевания обучающихся, состояния основных зрительных функций, индивидуального режима
зрительных и физических нагрузок; систематическое и целенаправленное развитие всех органов
чувств; использование приемов, обеспечивающих снятие зрительного напряжения и
профилактику зрительного утомления; доступность учебной информации для зрительного
восприятия слабовидящими обучающимися; соблюдение регламента зрительных нагрузок в
соответствии с глубиной зрительных нарушений и клинических форм зрительных заболеваний (в
соответствии с рекомендациями офтальмолога); увеличение времени на выполнения
практических работ, в том числе итоговых: при выполнении итоговых работ время на их
выполнение может быть увеличено в 2 раза по сравнению с регламентом, установленным для
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; обеспечение доступности
учебной информации для рационального чередования зрительной нагрузки со слуховым
восприятием учебного материала; учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся в
зависимости от состояния их зрительных функций и уровня развития; применении как общих,
так и специальных методов и приемов обучения.
Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих обучающихся
Слабовидение связано со значительным нарушением функционирования зрительной
системы вследствие её поражения. Слабовидение характеризуется, прежде всего, показателями
остроты зрения лучше видящего глаза в условиях оптической коррекции от 0,05-0,4. Так же
слабовидение может быть обусловлено нарушением другой базовой зрительной функции - поля
зрения. Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие сферы
чувственного познания, что приводит к определённым изменениям в психическом и физическом
развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и
социальной адаптации.
Категория слабовидящих обучающихся представляет собой чрезвычайно неоднородную
группу, различающуюся по своим зрительным возможностям, детерминированным состоянием
зрительных функций и характером глазной патологии. Выделяются степени слабовидения:
тяжелая, средняя, слабая.
4

Группу слабовидения тяжелой степени составляют обучающиеся с остротой зрения,
находящейся в пределах от 0,05 до 0,09 на лучше видящем глазу в условиях оптической
коррекции. Наряду со значительным снижением остроты зрения у них, как правило, нарушен ряд
других зрительных функций: поле зрения (сужение или наличие скотом), светоощущение
(повышение или понижение светочувствительности), пространственная контрастная
чувствительность, цветоразличение, глазодвигательные функции (нистагм, значительно
осложняющий процесс видения, и косоглазие) и другие. Нарушение зрительных функций
значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных
образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и
макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение
трудностей в процессе реализации учебно-познавательной деятельности. Состояние зрительных
функций у данной подгруппы обучающихся чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от
условий, в которых осуществляется учебно-познавательная деятельность: в неблагоприятных
условиях состояние зрительных функций может существенно снижаться.
Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций,
ведущим в учебно-познавательной деятельности данной группы обучающихся выступает
зрительный анализатор.
Обучающиеся, входящих в данную группу, имеющие неблагоприятный зрительный
прогноз, наряду с овладением традиционной системой письма и чтения, должны параллельно
обучаться рельефно-точечной системе письма и чтения.
Группу слабовидения средней степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,1
до 0,2 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. При этих показателях остроты
зрения имеют место искажения зрительных образов и трудности зрительного контроля при
передвижении в пространстве, для большинства обучающихся характерен монокулярный
характер зрения. В данную группу входят так же обучающиеся, у которых, наряду со снижением
остроты зрения, могут иметь место нарушения (отдельные или в сочетании) других зрительных
функций (поля зрения, светоощущения, пространственной контрастной чувствительности,
цветоразличения, глазодвигательные функции и др.). Вследствие комбинированных
(органических и функциональных) поражений зрительной системы снижается их зрительная
работоспособность, осложняется развитие зрительно-моторной координации, что затрудняет
учебно-познавательную
и
ориентировочную
деятельность.
Разнообразие
клиникопатофизиологических характеристик нарушенного зрения требует строго индивидуальнодифференцированного подхода к организации образовательного процесса слабовидящих
обучающихся этой группы.
Группу слабовидения слабой степени составляют обучающиеся с остротой зрения от 0,3
до 0,4 на лучше видящем глазу в условиях оптической коррекции. Несмотря на то, что данные
показатели остроты зрения позволяют обучающимся в хороших гигиенических условиях
успешно использовать зрение для построения полноценного образа объекта (предмета),
воспринимаемого на близком расстоянии, тем не менее, данная группа обучающихся
испытывает определенные трудности как в процессе восприятия окружающего мира, так и в
процессе учебно-познавательной деятельности. Сочетание снижения остроты зрения с
нарушениями других функций, также часто осложняется наличием вторичных зрительных
осложнений в виде амблиопии (стойкое снижение центрального зрения) и/или косоглазия, что
усугубляет трудности зрительного восприятия слабовидящих обучающихся. Монокулярный
характер зрения, имеющий место при амблиопии, обусловливает снижение скорости и точности
восприятия, полноты и точности зрительных представлений, приводит к возникновению
трудностей в дифференциации направлений, неспособности глаза выделять точное
местонахождение объекта в пространстве, определять степень его удаленности.
Неоднородность группы слабовидящих обучающихся детерминируется наличием у них
как различных клинических форм слабовидения (нарушение рефракции, патология хрусталика,
глаукома, заболевания нервно-зрительного аппарата и др.), так и таких заболеваний, как
врожденная миопия (в том числе осложненная), катаракта, гиперметропия высокой степени,
ретинопатия недоношенных, частичная атрофия зрительного нерва, различные деформации
органа зрения и др. Стабилизация зрительных функций может быть обеспечена за счет учета в
5

учебно-познавательной деятельности клинических форм и зрительных диагнозов слабовидящих
обучающихся.
Неоднородность группы слабовидящих также определяется возрастом, в котором
произошло нарушение (или ухудшение) зрения. Значение данного фактора определяется тем, что
время нарушения (ухудшения) зрения оказывает существенное влияние не только на
психофизическое развитие обучающегося, но и на развитие у него компенсаторных процессов. В
настоящее время в качестве лидирующих причин, вызывающих слабовидение, выступают
врожденно-наследственные причины. В этой связи наблюдается преобладание слабовидящих
обучающихся, у которых зрение было нарушено в раннем возрасте, что, с одной стороны,
обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой - определяет особенности
развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой
центральной нервной системой.
Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной
работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное
овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и
глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, замедленным
темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля;
затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз,
многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении
измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной
координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.
В условиях слабовидения наблюдается обедненность чувственного опыта, обусловленная
не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и
недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований.
У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие
физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение
сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования
двигательных навыков.
При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных
процессов, что проявляется в: снижении скорости и точности зрительного восприятия,
замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств
зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и
др.); снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и
явлений; трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств
внимания.
Слабовидящим
характерны
затруднения:
в
овладении
пространственными
представлениями, в процессе микро- и макроориентировки, в словесном обозначении
пространственных отношений; в формировании представлений о форме, величине,
пространственном местоположении предметов; в возможности дистантного восприятия и
развития обзорных возможностей; в темпе зрительного анализа.
Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором
снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи
речи с предметным содержанием. У них наблюдаются особенности формирования речевых
навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные
отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми
(фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика,
пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности
(трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).
У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности,
что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе сенсорноперцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по сравнению с
обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.

6

Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых
действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми
действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы,
регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало
становления «Я-концепции», развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие
негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность,
иждивенчество.
У части обучающихся данной группы слабовидение сочетается с другими поражениями
(заболеваниями) детского организма, что снижает их общую выносливость, психоэмоциональное
состояние, двигательную активность, обуславливая особенности их психофизического развития.
В категорию слабовидящих входит также группа обучающихся с нарушением зрения,
имеющих недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК.
Группа обучающихся с ЗПР – неоднородна по составу. Среди причин возникновения ЗПР
могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной
системы,
конституциональные
факторы,
хронические
соматические
заболевания,
неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное
разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности
нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний,
требующих отграничения от умственной отсталости.
Все слабовидящие с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении учебных программ, обусловленные нарушением зрения, недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития
(школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Общими для всех слабовидящих обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в развитии зрительного восприятия, в формировании высших психических функций,
замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой
и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки,
умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу слабовидящего ребенка с ЗПР
зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило,
биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и
воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии слабовидящих обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности.
Различие структуры нарушения психического развития у слабовидящих обучающихся с
ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования
и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
слабовидящих обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений
в получении образования, вызванных тяжестью нарушения зрения и психического развития и
неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с
образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования
обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в
соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача
разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается
на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по АОП НОО (вариант 4.2) могут быть
представлены следующим образом.
АОП НОО (вариант 4.2) адресована слабовидящим обучающимся с ЗПР, которые
характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может
проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо
7

неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения зрительного
восприятия, внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие
усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль,
саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно.
Мотивация удовлетворительная, но характеризуется неустойчивостью и зависит от уровня
сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным
пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции,
гиперактивностью.
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся
В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной
стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, с другой - характерные только для слабовидящих.
К общим потребностям относятся:
специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного
нарушения развития;
требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в
Программе, адресованной обучающимся, не имеющим ограничений по возможностям здоровья;
необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том
числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию
«обходных» путей обучения;
индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья;
следует обеспечить особую пространственную и временную организацию
образовательной среды;
необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет
расширения социальных контактов с широким социумом.
Для слабовидящих обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 4.2),
характерны следующие специфические образовательные потребности:
целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех
анализаторов и зрительного восприятия;
целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия
слабовидящими обучающимися;
преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом
степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и
макропространстве;
целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
развитие и коррекция коммуникативной деятельности;
коррекция нарушений в двигательной сфере;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики
психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,

8

использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию
обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения,
направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная
психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального
развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация
сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают
необходимость:
учета в организации обучения и воспитания слабовидящего определенных факторов:
зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в
условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности
коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической
коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной,
физической нагрузки;
целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития
сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;
широкого использования специальных приемов организации учебно-практической
деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.);
целенаправленного руководства учебно-практической деятельностью;
расширения, обогащения и коррекции предметных и пространственных представлений,
формирования и расширения понятий;
обеспечения доступности учебной информации для зрительного восприятия
обучающихся;
развития приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира;
предъявления информации преимущественно в наглядно-образной форме;
целенаправленного развития сенсорно-перцептивной деятельности, ориентировочных
действий;
максимального расширения образовательного пространства за счет расширения
социальных контактов с широким социумом;
специальной организации (с учетом особых образовательных потребностей)
пространственно-развивающей среды;
9

преимущественного использования индивидуальных пособий, выполненных с учетом
степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
учета темпа учебной работы обучающихся с учетом наличия особых образовательных
потребностей;
развития мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;
целенаправленного социально-личностного, эмоционального, познавательного, моторного
развития;
формирования познавательных действий и ориентировки в микро и макропрстранстве;
целенаправленного формирования умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
коррекции нарушений в двигательной сфере;
развития речи и коррекции речевых нарушений;
нивелирования негативных и поведенческих качеств характера и профилактики их
возникновения.
1.2.Планируемые
результаты
освоения
слабовидящими
обучающимися
адаптированной образовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты АОП НОО описаны в разделе планируемые результаты
основной образовательной программы начального общего образования.
1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабовидящими
обучающимися адаптированной образовательной программы начального общего
образования
Система оценки достижения планируемых результатов АОП НОО отражена в разделе
система оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы
начального общего образования.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержательный раздел в части программ: Программа формирования универсальных
учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования (2.1.);
Программы отдельных учебных предметов (2.2.); Программа духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся при получении начального общего образования (2.3.); Программа
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (2.4.) –
соответствует содержательным разделам результатов основной образовательной программы
начального общего образования.
2.5. Программа коррекционной работы
Цель: создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья (далее – ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общего
образования, их социальную адаптацию.
Задачи коррекционной работы:
- своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья;
- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ основной образовательной
программы начального общего образования и их интеграции в ОО;
- осуществление
индивидуально
ориентированной
медико-психолого-социальнопедагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей (в соответствии с рекомендациями
ПМПК);
- организация групповых и индивидуальных занятий для детей с ОВЗ;
- обеспечение возможности образования по дополнительным образовательным
программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

10

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и
формирования здорового образа жизни;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции детей;
- достижение целей начального общего образования, обеспечивающих его качество,
доступность и открытость для обучающихся и их родителей (законных представителей);
- достижение результатов освоения ООП НОО обучающимися с ОВЗ
Содержание направлений работы
Содержание
работы

Цель работы

Сроки

Ответственные

Уровень
сопровождения

Диагностический модуль
Цель: выявление характера и интенсивности специальных образовательных потребностей детей с
ОВЗ, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по медико-психологосоциально-педагогическому сопровождению.
Медицинская диагностика
Изучение истории
Своевременное
Сентябрь
Медицинский
Уровень ОУ
развития ребенка,
выявление детей,
работник
беседа с
нуждающихся в
родителями
специализированной
помощи
Психолого-педагогическая диагностика
Изучение
Выявление детей с
Октябрь
ПедагогУровень класса
особенностей
особыми
психолог
детей.
образовательными
потребностями.
Диагностика
Определение уровня
В
ПедагогИндивидуальный
детей с ОВЗ
актуального и зоны
течение
психолог
ближайшего
года по
развития учащихся с
запросу
ОВЗ, выявление их
резервных
возможностей
Изучение уровня
Выявление
В
ПедагогИндивидуальный
развития
актуального
течение
психолог
эмоционально
уровня развития
года по
- волевой сферы и
эмоциональнозапросу
личностных
волевой сферы и
особенностей
развития личности и
детей с ОВЗ
зоны ближайшего
Изучение
Выявить актуальный
В
ПедагогИндивидуальный
адаптивных
уровень адаптации и
течение
психолог
возможностей и
социализации и зону
года по
уровня
ближайшего
запросу
социализации
развития
ребёнка сОВЗ
Анализ
Отследить динамику
В течение ПедагогИндивидуальный
успешности
коррекционногода
психолог
коррекционноразвивающей работы
Классный
развивающей
с обучающимися с
руководитель
11

работы с
ОВЗ
обучающимися с
ОВЗ
Социально - педагогическая диагностика
Изучение
Социальная защита
В
Социальный
Индивидуальный
социальной
ребёнка в случаях
течение
педагог,
ситуации развития
неблагоприятных
года
классный
и условий
условий жизни при
руководитель
семейного
психотравмирующих
воспитания
обстоятельствах
ребёнка с ОВЗ
вновь прибывших
детей
Педагогический
Отследить динамику
В течение Педагоги
Индивидуальный
мониторинг
формирования
года
достижений
универсальных
обучающихся.
учебных действий
Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания
образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей
с ОВЗ
Психолого-педагогическая работа
Организация и
Преодоление
В
ПедагогИндивидуальный
проведение
нарушений развития
течение
психолог и
специалистами
и трудностей
года
социальный
индивидуальных и
обучения и
педагог
групповых
воспитания
коррекционноразвивающих
занятий
Системное
Формирование
В
Учителя Индивидуальный
воздействие
универсальных
течение
предметники
на учебноучебных действий и
года
познавательную
коррекция
деятельность
отклонений в
ребёнка с ОВЗ в
развитии
динамике
образовательного
процесса
Развитие
Преодоление
В
ПедагогИндивидуальный
эмоционально
проблем в обучении
течение
психолог
волевой и
и общении, а также
года
личностной сфер
создание
ребёнка
благоприятных
условий для
формирования
самосознания
Коррекция
Преодоление
В
УчительИндивидуальный
нарушений устной
логопедических
течение
логопед
и групповой
и письменной
проблем
года
речи, восполнение
пробелов в
знаниях
у обучающихся
12

Профилактическая работа
Внедрение
Создание условий
В
УчителяИндивидуальный
здоровье
для сохранения и
течение
предметники
сберегающих
укрепления здоровья года
технологий в
обучающихся с ОВЗ
образовательный
процесс
Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и
их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся
Информирование
Организация работы
В течение Заместитель
Индивидуальный
родителей
семинаров,
года
директора по
(законных
родительских
УВР
представителей)
собраний, тренингов
Педагогпо медицинским,
и др.
психолог
социальным,
Социальный
правовым и
педагог
другим вопросам
Классный
руководитель
Медицинский
работник
ПсихологоОрганизация
В течение ПедагогИндивидуальный
педагогическое
методических
года
психолог
просвещение
мероприятий
Социальный
педагогических
педагог
работников по
вопросам
развития,
обучения и
воспитания детей
с ОВЗ
Информационно – просветительский модуль
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования со
всеми участниками образовательного процесса.
Тематические
Разъяснение
В течение Специалисты
Индивидуальный
выступления для
индивидуально
года по
педагогов,
типологических
запросу
родителей
особенностей
(законных
различных
представителей) и
категорий детей с
обучающихся
ограниченными
возможностями
здоровья
Программа медико – психолого–социально- педагогического изучения ребёнка
Диагностический блок – психолого-педагогическая диагностика, направленная на
выявление индивидуальных особенностей ребенка.
Диагностический блок включает известные методики (коррекционно-диагностического
комплекса) выявления уровня психического развития детей младшего школьного возраста:
− Корректурная проба (диагностика развития внимания);
− «10 слов» Лурия (диагностика процессов памяти);
− Методика «Исследование волевой саморегуляции» Зверькова А.В., Эйдман Е.В.;
− Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой;
13

− Исследование словесно-логического мышления младших школьников;
− Методика «Лесенка» В.Г. Щур (диагностика самооценки).
I этап – Первичная диагностика. Определение уровня актуального и зоны ближайшего
развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление их резервных
возможностей
II этап – Мониторинг динамики развития. Динамика развития ребенка прослеживается в
течение учебного года по 3 направлениям:
− Развитие психических процессов;
− Развитие эмоционально-волевой сферы;
− Индивидуальные особенности.
В начале и в середине года показатели динамики развития выявляются на основе
диагностических данных, наблюдения за ребенком в процессе проведения занятий педагогомпсихологом, в конце года – в процессе проведения индивидуального диагностического
обследования.
III этап – Констатирующая диагностика. В конце года с ребенком проводится
индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется его
уровень и особенности психического развития.
Развивающий блок – развивающая психолого-педагогическая, коррекционная работа,
осуществляемая в течение всего года. Развивающий блок основан на сочетании коррекционноразвивающих программ.
Консультативный блок – консультативная работа с педагогами и родителями, связанная с
обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя
в связи с проблемами обучения, общения или психологического самочувствия.
Данный блок составляют 2 направления:
1. Работа с родителями.
2. Работа с учителями-предметниками.
I направление. Работа с родителями заключается в проведение индивидуальных
консультаций.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросу родителей
для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений,
поведения ребёнка, взаимоотношений педагог – родитель – ребёнок).
II направление. Работа с учителями-предметниками включает индивидуальные
консультации.
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам
педагогов для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка,
взаимоотношения педагог – родитель, педагог – ребёнок).
Методический блок – оформление документации.
Оформление документации:
− оформление журналов консультативно-просветительской работы, коррекционноразвивающей работы;
− разработка и оформление мониторинга развития ребенка;
− анализ и обработка диагностических данных;
− разработка рекомендаций для родителей и педагогов;
− разработка и оформление карт индивидуального развития ребенка, схем анализа
диагностических данных;
− разработка и оснащение бланками для проведения диагностических
исследований;
− разработка анкет для родителей, педагогов.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить
социальное
партнёрство,
которое
предполагает
профессиональное
взаимодействие
14

образовательного учреждения с внешними ресурсами. В рамках социального партнёрства ОУ
осуществляет сотрудничество с различными учреждениями и организациями:
Наименование организации
Территориальная ПМПК
Учреждения дополнительного
образования (ЦДОД)

Уровень контактов
ПМПк, педагогический
коллектив
классные руководители,
родители

Результаты контактов
методическая, диагностическая и
консультативная помощь
преемственность обучения,
развитие и адаптация,
социализация детей с ОВЗ

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план
Учебный план разрабатывается на основании следующих нормативных документов:
Закона «Об образовании», нормативных документов Министерства образования и науки
Российской Федерации и действующего СанПиНа.
Режим работы. Образовательная организация осуществляет образовательную деятельность
посредством реализации АОП НОО для слабовидящих обучающихся.
Учебный план образовательной организации обеспечивает выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом и
предусматривает 5– летний срок

(1-5 класс) освоения АОП НОО для слабовидящих

обучающихся.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3821 часа.
Учитывая

психофизические

возможности

слабовидящих,

учебные

занятия

в

образовательной организации, реализующей АОП НОО для слабовидящих обучающихся,
проводятся в режиме 5-ти дневной учебной недели. Уроки проводятся в одну смену. Режим
работы

образовательной

организации

осуществляется

под

контролем

санитарно-

эпидемиологической службы.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет в 1
классе — 33 недели, в 2 – 5 классах – не менее 34 недель.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. Для слабовидящих обучающихся в 1 классе устанавливаются в
течение года дополнительные недельные каникулы.
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает
оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает качественное
усвоение учебных предметов. Учебные занятия в школе начинаются в 8.00 часов.
Продолжительность урока во 2– 4 -х классах – 40 минут, в 1- ом классе – 35 минут.
Продолжительность перемен между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков – по 20 минут.
Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе - 35 минут,
во 2-4 классах – 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия
составляет 20 минут.
15

С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в
первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1-ом классе каждый день
проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы происходит уточнение
первоначальных математических представлений, используются упражнения по развитию
нарушенного зрения. Домашние задания даются с учетом индивидуальных возможностей
обучающихся. В 1-м классе обучение осуществляется без обязательных домашних заданий,
следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо предлагать первоклассникам только
творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию детей.
Цель таких заданий – формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к
самостоятельной домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного
характера (приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал и
т.п.). Во 2-й четверти – познавательные задания, для выполнения которых не требуется
специально организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних
условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета «Технология»). Общее время на их
выполнение не должно превышать 15 минут.
Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу
«минимакс»: часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть – по желанию
ученика. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ, обозначенных
действующим СанПиНом. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе
с чтением) в 3-м классе – до 1,5 ч (90 минут), в 4–м – до 2 ч – 120 минут.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной деятельности (в
том числе коррекционно – развивающей области). Между последним уроком и началом выше
перечисленных занятий рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45
минут.
Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов на коррекционноразвивающую область), составляет не более 1690 часов. Количество часов, отводимых в неделю на
занятия внеурочной деятельностью, в 1 - 4 классах составляет не более 10 часов (в том числе из
них не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока
обучения на ступени НОО) и определяется приказом образовательной организации.
Учебный план начального общего образования
слабовидящих обучающихся (вариант 4.2)
Предметные

Учебные предметы

области

Количество часов в неделю

Всего

I

I класс

II

III

IV

класс

дополнительный

класс

класс

класс

4

4

4

Обязательная часть
Филология

Русский язык

5

5

16

22

Литературное чтение

4

4

4

4

3

13

Иностранный язык

-

-

2

2

2

6

Математика

4

4

4

4

4

20

Окружающий мир
(человек, природа,
общество)
Музыка

2

2

1

1

1

9

1

1

1

1

1

5

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

5

Технология

Технология (труд)

1

1

1

1

1

5

Физическая
культура

Физическая культура

3

3

3

3

3

15

Основы духовнонравственной
культуры народов
России
Итого:

Основы религиозных
культур и светской этики

-

-

-

-

1

1

21

21

21

21

21

105

-

2

2

2

2

8

21

23

23

23

23

113

10

10

10

10

10

50

5

5

5

5

5

25

Ритмика

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Адаптивная физическая культура

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Развитие зрительного восприятия

1

1

1

1

1

5

Социально-бытовая ориентировка

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

1

1

1

1

1

5

Развитие коммуникативной деятельности

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Индивидуальные коррекционные занятия

1

1

1

1

1

5

Другие направления внеурочной деятельности

5

5

5

5

5

25

Спортивно-оздоровительное

1

1

1

1

1

5

Духовно-нравственное

1

1

1

1

1

5

Социальное

1

1

1

1

1

5

Общеинтеллектуальное

1

1

1

1

1

5

Общекультурное

1

1

1

1

1

5

Всего

31

33

33

33

33

161

Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Искусство

Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками образовательного процесса при 5-ти
дневной учебной неделе*
Предельно допустимая недельная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность
Коррекционно-развивающая область

Пространственная ориентировка

3.2.
СИСТЕМА
УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ
АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В целях обеспечения реализации АОП НОО для слабовидящих обучающихся в ОО должны
создаваться условия, обеспечивающие возможность:
достижения планируемых результатов освоения АОП НОО всеми слабовидящими
обучающимися;
выявления и развития способностей обучающихся через систему секций, кружков и через
использование возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
расширения социального опыта и социальных контактов слабовидящих, в том числе с
обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья;
17

учета особых образовательных потребностей, характерных для слабовидящих
обучающихся;
участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в разработке АОП НОО, проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся;
эффективного использования времени, отведенного на реализацию части АОП НОО,
формируемой участниками образовательного процесса, в соответствии с запросами слабовидящих
обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательной
организации;
использования в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа, средств обучения, соответствующих особым образовательным
потребностям слабовидящих;
обновления содержания АОП НОО, методик и технологий ее реализации в соответствии с
динамикой развития системы образования, запросов слабовидящих обучающихся и их родителей
(законных представителей);
эффективного
управления
образовательной
организацией
с
использованием
информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования;
эффективной самостоятельной работы слабовидящих обучающихся при поддержке
педагогических работников.
Требования к организации процесса обучения:
- повышенное педагогическое руководство учебно-познавательной деятельностью слабовидящих учеников;
- использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельностью
слабовидящих учащихся;
- обеспечение доступной учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими учащимися;
- соблюдение регламента зрительных нагрузок (по рекомендации офтальмолога);
- учет офтальмо-гигиенических требований по соблюдению светового режима;
- чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала;
- использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;
- использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым
образовательным потребностям слабовидящих;
- использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей
слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности;
- преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных в соответствии со зрительными возможностями слабовидящих обучающихся;
- соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);
- необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение (время может быть увеличено в
1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для хорошо видящих сверстников).
Требования к организации пространства
Организация пространства должна обеспечивать:
- безопасность предметно-пространственной среды;
- доступность образовательной среды.
Временной режим
Учебный день включает в себя уроки, специально организованные занятия, паузу, время
прогулки, выполнение домашних заданий. Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков,
так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня.
Обучение слабовидящих учащихся осуществляется только в первую смену. В соответствии с
СанПиНом в середине урока проводится физкультурная пауза, направленная на снятие общего
мышечного и зрительного (предупреждающего зрительное утомления) напряжения. Упражнения,
18

направленные на снятие зрительного напряжения, проводится с учетом состояния зрения
обучающихся (клинических форм зрительного заболевания, имеющимися противопоказаниями).
Требования к организации рабочего места
Рекомендуется одноместная парта, которая снабжена дополнительным индивидуальным
источником света (по рекомендации офтальмолога). Номер парты подбирается в соответствии с
ростом учащегося, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Место в классе
слабовидящего обучающегося определяется в соответствии с рекомендациями офтальмолога.
Требования к техническим средствам. В целях комфортного доступа слабовидящего
обучающегося к образованию необходимо использовать:
- персональный компьютер, оснащенный необходимым для слабовидящего обучающегося
программным обеспечением (в т. ч. программы, позволяющие увеличить изображение, поменять
фон, контраст и т. п.);
- адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей инвалидов по зрению)
официальные сайты.
Требования к учебным принадлежностям. В процессе обучения слабовидящих
необходимо использовать:
- учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой
(для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку, которые в случае
необходимости, должны быть специально разлинованы;
- индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом
типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.
Требования к кадровым условиям реализации адаптированной образовательной
программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся
Кадровые условия предполагают возможность получения качественного образования
слабовидящими, предусматривающего как достижение возможных предметных, метапредметных
и личностных результатов, так и коррекцию недостатков предшествующего и актуального
развития обучающихся.
Требования включают:
- укомплектованность образовательного учреждения педагогическими работниками,
способными реализовывать АОП НОО для слабовидящих обучающихся и программу
коррекционной работы (педагог-психолог);
- работникам
обеспечивается
возможность
повышения
профессиональной
квалификации (не реже 1 раза в три года), ведения методической работы, применения,
обобщения и распространения опыта использования современных образовательных технологий
для слабовидящих обучающихся.
Обязательными участниками реализации программы коррекционной работы являются
педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог, родители (законные
представители).
Координация деятельности педагогов, осуществляющих образование в рамках
установленных ФГОС НОО предметных областей и других специалистов, участвующих в
реализации программы коррекционной работы для слабовидящих обучающихся, возлагается на
заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Образовательную деятельность обучающихся с ОВЗ по АОП НОО в рамках психологопедагогического сопровождения осуществляют педагоги ОО, прошедшие курсы повышения
квалификации:
Специалист
Заместитель
директора по УВР

Образование
Высшее

Заместитель

Высшее

Курсы повышения квалификации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Томский
государственный педагогический университет» г. Томск
«Проектирование и реализация современных типов уроков
в условиях инклюзивного образования», объем 120 часа,
июль 2017г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
19

директора по ВР

Педагог-психолог

Высшее

Учителяпредметники

Высшее

учреждение высшего образования «Томский
государственный педагогический университет» г. Томск
«Проектирование и реализация современных типов уроков
в условиях инклюзивного образования», объем 120 часа,
июль 2017г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Томский
государственный педагогический университет» г. Томск
«Проектирование и реализация современных типов уроков
в условиях инклюзивного образования», объем 120 часа,
июль 2017г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования «Томский
государственный педагогический университет» г. Томск
«Проектирование и реализация современных типов уроков
в условиях инклюзивного образования», объем 120 часа,
июль 2017г.

Психолого-педагогические условия реализации АОП НОО через материальнотехническое оснащение и организация пространства кабинета психолога:
Реализация комплекса психокоррекционных и развивающих мероприятий осуществляется
через проведение занятий в специально оборудованном кабинете психолога, которое отвечает
соответствующим условиям и требованиям к техническому, методическому обеспечению и
оснащению психологического кабинета:
Технические средства: компьютер, принтер, проектор, экран.
Методические материалы:
- практические материалы для психологической работы в ОО;
- настольных игр, соответствующих возрасту детей;
- набор различных материалов (пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и
т.п.);
- библиотека практического психолога;
- раздаточный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социальнопсихологического тренинга или для других групповых занятий.
Документация:
- годовой план работы;
- журнал учета проведенной работы;
- график работы;
- программы
и
методы
психопрофилактической,
диагностической,
развивающей;
коррекционной, консультационной и других видов работы;
- аналитический отчет о проведенной работе за год.
Мебель:
- рабочий стол психолога,
- шкаф для пособий,
- рабочие места детей,
- стол для занятий,
- стулья.
Психологический кабинет включает в себя следующие рабочие зоны:
- пространство для взаимодействия с детьми,
- пространство для работы со взрослыми,
- профессиональная зона для организационно-планирующей и интерпретационной деятельности
психолога.
Первая профессиональная зона - пространство для работы с детьми - обеспечивается
средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей,
20

двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования
данного пространства входят: мебель, компьютер, музыкальные записи релаксационной
направленности, а также стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам
в соответствии с возрастной дифференциацией.
Вторая профессиональная зона - пространство взаимодействий со взрослыми обеспечивается необходимыми средствами и оборудованием для работы с педагогами и
родителями. В перечень оборудования входят: мягкий диван, стимульный материал к тестам,
анкетные бланки, литература по проблемам возрастного развития детей. Зона консультативной
работы оформлена комфортно. Удобная мягкая мебель, стулья, неяркое освещение создают
обстановку уюта, защищенности, располагают к расслаблению, успокоению, способствуют
открытому и доверительному общению в условиях индивидуального консультирования.
Третья профессиональная зона для организационно-планирующей работы психолога
обеспечивается соответствующими методическими материалами: нормативная и специальная
документация, психолого-педагогическая литература и периодические печатные издания,
программы обработки и анализа психодиагностических данных. В перечень оборудования входят:
письменный стол, стул, компьютер, средства для обеспечения компьютера, шкаф. Методическое
обеспечение кабинета включает библиотеку, картотеки, документацию, планирующую
деятельность, отражающую итоги психодиагностических исследований, а также программное и
инструментальное обеспечение коррекционно-развивающей и консультативной работы:
компьютерные базы данных о методах, психологической диагностики, коррекции и
психологического просвещения педагогов и родителей.
Оценочные и методические материалы по учебным предметам представлены в ООП НОО.
Материально-технические реализации АОП. Общие характеристики инфраструктуры
НОО слабовидящих обучающихся, включая параметры информационно-образовательной среды в
соответствии с требованиями Стандарта для обеспечения всех предметных областей и внеурочной
деятельности ОО, должна соответствовать строительным нормам и правилам, санитарным и
гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности.
Материально-техническое обеспечение АОП для слабовидящих должно отвечать особым
образовательным потребностям данной категории обучающихся, что обусловливает
необходимость предъявления специфических требований к:
- организации процесса обучения;
- организации пространства;
- организации временного режима обучения;
- организации рабочего места обучающегося, техническим средствам обучения, учебникам,
учебным принадлежностям, дидактическим материалам и средствам наглядности.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».