АОП-среднего-общего-образования-для-учащихся-с-нарушением-опорно-двигательным-аппаратом

1

СОДЕРЖАНИЕ
1.Характеристика образовательной программы………………………………………………….3
2. Организация образовательного процесса ………………………………………………...........7
3. Планируемые результатов освоения учащимися АОП СОО………………………………... 8
4. Рабочие программы………………………………………………………………………………11
5. Обеспечение образовательного процесса ………………………………………………......... 11
6. Коррекционно - развивающее направление……………………………………………………13
7. Оценка качества реализации образовательной программы ………………………………… 15

2

1.Характеристика образовательной программы.
Наименование образовательной программы:
Адаптированная образовательная программа среднего общего образования для учащихся с
нарушением опорно – двигательного аппарата.
Назначение образовательной программы:
Настоящая адаптированная образовательная программа (далее – АОП) Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения Первомайская средняя общеобразовательная
школа реализующего адаптированные образовательные программы, разработана в соответствии
со ст. 2, ст. 12, ст.79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ и является нормативным документом.
Адаптированная образовательная программа является нормативным документом,
определяющим цели и задачи образования в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждения Первомайская средняя общеобразовательная школа,
реализующим адаптированные образовательные программы, характеризующие
содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающие
образовательные потребности, возможности и особенности развития учащихся.
Адаптированная основная общеобразовательная программ (далее – АОП) внутренний
образовательный стандарт, который способствует реализации права родителей (официальных
представителей) на информацию об образовательных услугах, право на выбор образовательных
услуг и право на гарантию качества образования.
Для педагогического коллектива АОП определяет главное в содержании образования и
способствует координации деятельности всех педагогических работников.
АОП регламентирует организацию всех видов деятельности учащихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ), их всестороннее образование.
АОП среднего общего образования (далее - СОО) разработана с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей обучающихся с ОВЗ, а также образовательных
потребностей и запросов всех участников образовательного процесса.
Цель программы:
Обеспечение доступной образовательной среды в школе на старшей ступени для
выстраивания образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту
через создание условий для социального образовательного самоопределения старшеклассника с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее - НОДА), для получения школьниками с
ОВЗ качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать
осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться на
протяжении всей жизни в выбранном направлении.
Адаптированная образовательная программа СОО формируется с учетом психологопедагогических особенностей развития подростков 15—18 лет с ОВЗ.
В старшем подростковом возрасте и периоде юности (15–18 лет) ведущую роль играет учебная
деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного
профессионального самоопределения. Подростковый кризис связан с развитием самосознания
личности, когда подросток от развития по социальному проекту переходит к саморазвитию, что
влияет на характер учебной деятельности и на социальную ситуацию развития в целом. У
старших подростков сохраняет свое значение учебная деятельность по саморазвитию и
самообразованию. АОП среднего общего образования, с одной стороны, обеспечивает
преемственность с АОП основного общего образования, с другой стороны, предлагает
качественную реализацию программы, опираясь на возрастные психофизические особенности
подросткового возраста, который включает в себя возрастной период с 15 до 18 лет.
3

Достижение поставленной цели требует за счет учета особых образовательных потребностей
обучающихся с НОДА решения следующих основных задач:
Основные задачи программы:
- формирования общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального,
личностного и интеллектуального развития, развития творческих способностей, сохранения и
укрепления здоровья;
- обеспечения планируемых результатов освоения АОП СОО обучающимися с НОДА по
освоению целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, особыми образовательными потребностями;
- развития личности обучающегося с НОДА в еѐ индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей
сенсорно-перцептивного, коммуникативного, двигательного, личностного развития,
обусловленных негативным влиянием патогенного фактора, ее успешной социальной
адаптации и интеграции;
- обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
среднего общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми - инвалидами и детьми
с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно - двигательного аппарата);
- обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности;
- включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды для приобретения опыта реального управления и действия;
- продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации
и самовоспитания подростков с ОВЗ;
- обеспечение нравственного, физического и духовного становления выпускников с ОВЗ,
полное раскрытие и развитие их способностей;
- формирование психологической и интеллектуальной готовности их к профессиональному и
личностному самоопределению;
- обеспечение развития теоретического мышления, высокого уровня общекультурного
развития, освоение фундаментальных теоретических основ наук;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического
творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- индивидуализацию образовательного процесса на основе широкого использования средств
ИКТ;
- формирование готовности учащихся старших классов к саморазвитию и непрерывному
образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды лицея;
- мотивация активной учебно-познавательной деятельности учащихся;
- построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных, возрастных,
психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся с ОВЗ.
Сроки реализации программы
Для реализации АОП СОО определяется нормативный срок – 2 года (15 -18 лет): 10 - 11 классы.
Целями реализации АОП СОО являются:
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок,
ЗУН, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего
школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности,
неповторимости.
Принципы и подходы к формированию адаптированной образовательной программы
среднего общего образования для учащихся с НОДА.
4

В основу разработки АОП СОО для учащихся с НОДА заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АОП СОО для учащихся с НОДА предполагает
учет неоднородности их особых образовательных потребностей (в том числе индивидуальных),
типологических особенностей обучения.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности образования с учетом
специфики развития личности учащихся с НОДА.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
учащихся с НОДА определяется характером организации доступной им деятельности (учебнопознавательной, предметно-практической коммуникативной, двигательной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является
организация учебно-познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающая овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта
деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования
УУД.
В основу формирования АОП СОО для учащихся с НОДА (вариант 6.1) положены
следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер
образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и
др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования
обучающихся с НОДА на всех ступенях обучения;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания
образования положено не понятие предмета, а «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с НОДА всеми видами доступной им предметно- практической
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу
группа школьников. Группа учащихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата
объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития.
5

Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью
и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия
вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология
двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой,
Е.М , Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го
пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения
опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медикосоциальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического
сопровождения ребѐнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются
правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание
адресной помощи и динамическая оценка еѐ результативности, необходимо опираться на
типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем
стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и
социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Группа учащихся с НОДА по варианту 6.1: дети с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с
применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и
разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с
отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной
внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой
ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.
Особые образовательные потребности учащихся с НОДА:
В структуру особых образовательных потребностей учащихся с НОДА входят, с одной
стороны, образовательные потребности, свойственные для всех учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, с другой, характерные только для учащихся с НОДА.
К общим потребностям относятся:
- получение специальной помощи средствами образования;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие учащегося с педагогами и
соучениками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и ОУ;
- необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и
специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных»
путей обучения;
- индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для учащихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья;
- следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной
среды;
- необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения
социальных контактов с широким социумом.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно- двигательного
аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения
психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят
своѐ отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые
по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как
через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
• необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств обучения (в
том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения;
• индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально
развивающегося ребѐнка;
6

• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды.
Для этой группы учащихся обучение в общеобразовательной учреждении возможно при
условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями
индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в
различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что
обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и
коррекционно-педагогическую помощь.
Адаптированная образовательная программа регламентирует:
• условия освоения образовательной программы;
• диагностические процедуры учета образовательных достижений учащихся;
• организационно-педагогические условия реализации программ.
Адаптированная образовательная программа строится на следующих принципах:
• Ориентация на достижение выпускниками требований стандарта;
• Реализация прав каждого ребенка на качественное образование;
• Преемственность основного и среднего общего образования.
АОП построена в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в
области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации»: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного
пространства,защита и развитие системой образования национальных культур, региональных
культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся и воспитанников; обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; формирование у
обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и
нацеленного на совершенствование этого общества; содействие взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и
социальной принадлежности.
Среднее общее образование – третья, завершающая ступень общего образования. В
соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование
является общедоступным. Старшая ступень общеобразовательного учреждения в процессе
модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным
и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение
наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его
дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования
современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования
человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную,
мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него
ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию,
гражданские права. Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных
целей:
формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания,
духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной
социализации в обществе; дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями
построения старшеклассниками индивидуальных образовательных траекторий (ИУП) в
7

соответствии с их способностями, склонностями и потребностями обеспечение обучающимся
равных возможностей для их последующего профессионального образования и
профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Учебные предметы федерального компонента представлены в лицее на – базовом и профильном
уровнях. Обучающиеся, завершившие среднее общее образование и выполнившие в полном
объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на
ступенях высшего профессионального образования.
Особенности реализации программы:
В основе реализации адаптированной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности,
отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам
построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога
культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и
поликонфессионального состава; переход к стратегии социального проектирования и
конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих
пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и
познавательного развития обучающихся; построение образовательного процесса
с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных
образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая
одарѐнных детей, детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья),
обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
2. Организация образовательного процесса:
- срок освоения программы среднего общего образования – 2 года;
- обучение и оценивание по полугодиям.
Продолжительность учебного года
10 класс - 35 учебных недель;
11 класс – 34 учебные недели.
Обучение организовано по 6 - дневной неделе, только в первую смену.
Учебный план АОП СОО:
Учебный план АОП СОО вариант 6.1 (обязательные предметные области учебного плана и
учебные предметы) соответствуют ООП СОО МБОУ Первомайской СОШ.
Календарный учебный график: Календарный учебный график соответствуют календарному
учебному графику ООП СОО МБОУ Первомайской СОШ.
3. Планируемые результаты освоения учащимися АОП
Система планируемых результатов даѐт представление о том, какими именно действиями
— познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлѐнными через
специфику содержания того или иного предмета, — овладеют учащиеся в ходе
образовательного процесса.
Структура планируемых результатов:
Структура планируемых результатов строится с учетом:
• динамики развития учащихся на основе выделения достигнутого уровня развития и
ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ученика;
• возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне,
соответствующем зоне дальнейшего перспективного развития;
• основных направлений оценочной деятельности.
Планируемые результаты достигаются через предметные программы и соответствуют
ООП СОО школы
8

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Адаптированная образовательная программа среднего общего образования - это программа
действий всех участников образовательного процесса по достижению запланированных
настоящей программой результатов.
В результате освоения содержания среднего общего образования учащийся с НОДА получает
возможность совершенствовать и расширить
круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими
умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры
является необходимым условием развития и социализации учащихся с ОВЗ.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность
(от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинноследственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных
связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации
объектов.
Участие в проектной и исследовательской деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение
приемами
исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на
вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной
деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование
полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов,
явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация
оригинального
замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение
импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение
необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст,
таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от
второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача
содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод
информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального
ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной
ситуации.
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в
том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных
конкретных примерах.
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое,
поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и
официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств
массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного
текста.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки,
передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия,
полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Рефлексивная деятельность
Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное
9

оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других
людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные
усилия с полученными результатами своей деятельности.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей
цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей,
учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в
общий результат.
Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в
практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности.
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать
свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление
осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной
деятельности.
Модель выпускника ориентирована на формулировку «портрет выпускника лицея»:
• «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные
традиции»;
• осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского
общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою
сопричастность судьбе Отечества;
• креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир,
осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
• владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
• мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
• готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую,
проектную и информационно-познавательную деятельность;
• осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок,
осознающий ответственность перед семьѐй, обществом, государством, человечеством;
• уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать
взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
• осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни;
• подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека и общества;
• мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
В соответствии со Стандартом АОП старшей ступени устанавливает требования к
результатам освоения учащимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений,
ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить
жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в
поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные учащимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в
планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества
с
10

педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной
деятельности;
предметным, включающим освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета
умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и
применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми
понятиями, методами и приѐмами.
Система требований к результатам освоение АОП СОО основывается на принципах
формирования учебных предметов, курсов и междисциплинарных программ, обеспечивающих
решение основных педагогических задач данной ступени, и вытекающего из них состава программ,
которые должны найти отражение в системе планируемых результатов, которые соответствуют
ООП СОО школы.
В соответствии со Стандартом в АОП СОО выделяются учебные предметы, курсы для
изучения на базовом уровне.
Таким образом, на ступени среднего общего образования лицея устанавливаются
планируемые результаты освоения:
• учебных программ по предметам, изучаемым на базовом уровне: «Русский язык»,
«Литература», «Иностранный язык» (английский), «История», «Биология», «Химия»,
«Физическая культура (адаптивная физическая культура)», «Основы безопасности
жизнедеятельности», «География», «Экономика», «Право».
• учебных программ по предметам, изучаемым на профильном уровне: «Алгебра и
начала анализа, «Геометрия», «Информатика и ИКТ»,
• учебных программ по предметам, изучаемым на базовом и профильном уровне:
«Физика», «Обществознание».
4. Рабочие программы учебных дисциплин (приложения)
Образовательные программы, используемые на третьей ступени, обеспечивают:
- освоение предметных знаний, умений и навыков через программы учебных предметов, курсов,
модулей;
- освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе неаудиторные формы
образовательной деятельности: проектные, творческие, исследовательские, трудовые,
спортивные и другие занятия;
- практическую деятельность учащихся, в целях приобретения общественно-полезного
социального опыта через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности.
По каждой дисциплине учебного плана разработаны рабочие программы, которые содержат
требования к подготовке выпускника по результатам изучаемых дисциплин, рекомендации по
организации образовательного процесса.
5.

Обеспечение образовательного процесса

1. Подробное описание содержания об используемом учебно-методическом обеспечении по
каждому предмету содержится в рабочих программах учебных дисциплин, т.е. наглядные
и методические пособия, технические средства обучения и методическое обеспечение
педагога.

11

2. Осуществление целей образовательной программы старшей ступени обучения
обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий.
Разнообразие используемых педагогических технологий повышает мотивацию учащихся,
делает процесс освоения знаний личностно значимым и успешным.
Ведущие технологии

Применяемые формы организации учебного процесса

1. Информационные технологии

Классно - урочная система
Лекционно-семинарская система
Технологии мультимедиа
Индивидуальные консультации

2. Диалоговые технологии

Диспут
Дискуссия
Дебаты

3. Игровое моделирование

Учебные деловые игры
Работа в малых группах
Работа в парах сменного состава

4.Технология проектного обучения
5. Личностно-ориентированное обучение

1. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся включает в себя
психологическую, социально-педагогическую диагностику развития учащихся.
Сопровождение осуществляют педагог-психолог, классные руководители и педагоги.
Ежегодно в школе проводится анализ адаптации обучающихся, прибывших в 10 класс.
Психологическое обследование носит выборочный характер, являясь средством групповой
и индивидуальной диагностики проблем развития учащихся. Также ежегодно организуется
профориентационное тестирование и консультация для всех субъектов образовательного
процесса. Для социально-педагогической диагностики используются методы
педагогического наблюдения. Ежегодно проводятся социологические исследования,
составляется социальный портрет каждого класса. Результаты диагностики
анализируются классными руководителями, учителями-предметниками и педагогами
дополнительного образования.
2. Реализация образовательной программы обеспечивается доступом обучающихся к
библиотечному фонду, к компьютерной базе и мультимедийным материалам.
3. Реализация образовательной программы старшей ступени обеспечивается
педагогическими кадрами, имеющими высшее педагогическое образование,
12

соответствующее профилю преподаваемых дисциплин. Уровень квалификационной
категории для педагогов старшей ступени не ниже первой.
4. Материально-техническая база школы соответствует действующим санитарногигиеническим нормам и развивается согласно Государственных требований
Федерального компонента общего среднего образования. В школе обеспечивается
образовательная среда, адекватная развитию школьника: эстетически оформленные
профильные кабинеты, спортивный зал, компьютерные классы на двенадцать рабочих
мест, а также свободный доступ в сети Интернет.
5. В целях охраны жизни и здоровья учащихся выполняются гигиенические требования к
образовательной нагрузке и расписанию уроков. Годовой календарный график. В
оздоровительных целях создаются условия для удовлетворения биологической
потребности обучающихся в движении: внеклассные спортивные занятия и
соревнования, дни здоровья, туристические походы.
6. Нормативно – правовое обеспечение включает все локальные акты школы, которые
обеспечивают реализацию образовательной программы старшей ступени.
6. Коррекционно – развивающее направление.
Коррекционно­развивающее направление обеспечивает работу по оказанию своевременной
специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в
физическом и (или) психическом развитии обучающихся с НОДА.
Коррекционная работа включает в себя:
•
реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психологопедагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей
психофизического развития;
•
выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми
образовательными потребностями;
•
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
•
коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной и речевой сфер;
•
развитие и укрепление личностных установок, формирование адекватных форм
утверждения самостоятельности, личностной автономии;
•
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
•
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной
компетенции;
•
развитие
компетенций,
необходимых
для
продолжения
образования
и
профессионального самоопределения;
•
формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ),
способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных
условиях;
•
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни.
Конкретный перечень индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих обучающимся с НОДА удовлетворение особых образовательных
потребностей, их интеграцию/инклюзию в образовательной организации и освоение ими АООП
НОО, разрабатывается МБОУ Первомайской СОШ на основании рекомендаций ПМПК и ИПР.
Данный перечень может включать следующие формы работы:
13

•
занятия, направленные на коррекцию и развитие дефицитарных функций (сенсорных,
моторных, психических) обучающегося с НОДА;
•
упражнения, направленные на развитие умений и навыков пространственной, социальнобытовой ориентировки, коммуникативной деятельности, осязания и мелкой моторики
обучающегося с НОДА;
•
создание ситуаций, обеспечивающих возможность активного использования освоенных
компенсаторных способов деятельности, умений и навыков, восстановленных и
скорректированных зрительных функций в разных видах учебной деятельности;
•
приемы работы, направленные на развитие навыков самостоятельной работы, развитие
познавательной активности, познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой
сферы и положительных качеств личности.
Консультативное направление.
Консультативное направление включает работу, обеспечивающую возможность
своевременного решения вопросов, возникающих у педагогов, родителей (законных
представителей) в процессе освоения обучающимися с НОДА АОП СОО
Консультативная работа включает в себя:
•
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы
с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников
образовательного процесса;
•
консультирование
специалистами
педагогов
по
выбору
индивидуально
ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья;
•
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно – просветительское направление.
Информационно­просветительское направление обеспечивает работу, направленную на
обогащение знаний педагогов, родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с
особенностями организации образовательного процесса для данной категории детей по
вопросам охраны, развития, использования нарушенного зрения в учебно-образовательном
процессе.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
•
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми
образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических
работников;
•
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные
стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного
процесса обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
•
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных
представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:

14

•
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации,
обеспечивающее системное сопровождение обучающихся с НОДА специалистами различного
профиля;
•
социальное партнёрство,
предполагающее профессиональное взаимодействие
образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств,
общественными организациями и другими институтами общества).
Планируемые результаты реализации программы коррекционной работы
1. Овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и
предметно-практической деятельности.
2. Овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом
имеющихся противопоказаний и ограничений.
3. Повышение возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке:
совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в
ориентировке в макропространстве; умение использовать в ориентировочной деятельности все
сохранные анализаторы; умение использовать ориентировочные освоенные умения и навыки в
новых (нестандартных) ситуациях; умение адекватно оценивать свои возможности и учитывать
их в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни; умение обращаться за
помощью при внезапно возникших затруднениях; развитие навыков самообслуживания.
4. Развитие навыков сотрудничества с нормально видящими взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами
общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками; развитие умения
использовать в процессе межличностной коммуникации все анализаторы; развитие умения
четко излагать свои мысли; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; развитие
самоконтроля и саморегуляции в процессе общения.
5. Повышение дифференциации картины мира, в том числе: обогащение чувственного опыта
познания и деятельности; расширение предметных (конкретных и обобщенных),
пространственных, социальных представлений; расширение круга предметно-практических
умений и навыков; готовность к построению целостной и дифференцированной картины
происходящего; повышение познавательной и социальной активности; повышение
самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни.
6. Повышение способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения,
принятие ценностей и социальных ролей: развитие интереса к представителям ближайшего
окружения; расширение представлений о различных представителей широкого социума;
развитие внимания к состоянию, настроению, самочувствию окружающих; развитие
дифференциации собственных эмоциональных реакций и понимание эмоциональных
проявлений окружающих; расширение представлений о принятых в обществе правилах,
нормах, ценностях; обогащение и расширение социального опыта.
Условия реализации программы коррекционной работы
Среди условий реализации программы коррекционной работы выделяются кадровые
условия, условия создания среды, материально-технические условия, информационные и,
программно-методические условия.
Кадровые условия
15

Коррекционная работа в МБОУ Первомайская СОШ осуществляется педагогическими
работниками, имеющими высшее образование и прошедшие курсовую подготовку по
проблемам обучения детей с ОВЗ. Педагоги проходят обязательную курсовую или другие виды
профессиональной подготовки, ведут методическую работу, участвуют в разработке программ
и проведении семинаров и конференций (внутрикорпоративном обучении).
Условия создания среды
В школе коррекционная среда предполагает выполнение ряда условий:
дифференциации, психолого-педагогических, специализированных и здоровьесберегающих.
Дифференцированные условия при обучении учащихся с НОДА:
•
организационная дифференциация: оптимальный режим учебных нагрузок,
•
содержательная дифференциация: подбор доступного материала и планирование
результатов в соответствии с возможностями школьников.
Психолого-педагогические условия:
•
коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса с интеграцией общего
и коррекционного образования;
•
учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
•
соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
•
соблюдение рекомендаций медицинских работников, психолога, тифлопедагога,
логопеда;
•
использование современных психолого-педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, доступности.
Специализированные условия:
•
выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
•
введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач
развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося
сверстника;
•
использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных
образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные
потребности детей;
•
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики
нарушения здоровья ребёнка;
Здоровьесберегающие условия:
•
оздоровительный и охранительный режим;
•
укрепление физического и психического здоровья;
•
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;
•
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;
•
участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в
воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых
мероприятиях.
Материально-технические условия:
Материально-техническая база, позволяющая обеспечить реализацию программы
коррекционной работы: оборудование коррекционных кабинетов, закупка, программного
обеспечения и т.п.
16

Требования к организации рабочего места: Рабочее место оборудуется в соответствии с
рекомендациями врача. Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение
местоположения парты в классе осуществляется в соответствии с рекомендациями врача.
Информационные условия:
•
информационная образовательная среда, на основе которой возможно осуществление
дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием
современных информационно-коммуникационных технологий;
•
свободный доступ школьников, их родителей (законных представителей), педагогов к
сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам (методические
пособия и рекомендации по всем направлениям и видам деятельности, наглядные пособия,
мультимедийные, аудио- и видеоматериалы).
Программно-методические условия:
•
пакет программ коррекционных курсов социально-педагогической направленности,
•
диагностический инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной
деятельности педагогов
7. Оценка качества реализации образовательной программы
Аттестация учащихся, как одна из форм обратной связи, дает оценку качества освоения
образовательной программы. Сама аттестация включает в себя: текущую, промежуточную
аттестацию, внутришкольную итоговую аттестацию и государственную итоговую аттестацию.
Промежуточная аттестация и внутришкольная итоговая аттестация обучающихся в 10- 11
классе осуществляется согласно: Положение о проведении промежуточной аттестации
учащихся и осуществлении текущего контроля и их успеваемости. Порядок итоговой
аттестации определяется: Законом РФ «Об образовании», нормативными актами РФ,
Департаментом общего образования Томской области, локальными актами школы.
Промежуточная аттестация в 10-11-х классах проводится по полугодиям, представляет собой
тестирование, контрольные работы и лабораторно-практический контроль (см. рабочие
программы учебных дисциплин). Текущая аттестация учащихся включает в себя поурочное,
потемное и полугодовое оценивание результатов их учебы. Мониторинг уровня обученности,
проводимый по различным предметам раз в полугодие, позволяет проследить эффективность
процесса обучения и определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях
учеников. Систематичность контроля (периодичность проверки
знаний и умений каждого ученика, накопление отметок за разные виды работ в течение
четверти) отражается в журнале.
Государственная итоговая аттестация выпускников 11 класса проводится в соответствии с
приказами Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента общего
образования Томской области.
Для объективности оценки образовательных достижений учащихся организован
мониторинг, который проводится регулярно на основе единых методологических подходов,
позволяющий судить о том, насколько эффективно реализуется образовательная программа.
По итогам прохождения образовательной программы старшей ступени выпускникам
выдается документ государственного образца.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».