Основная образовательная программа дошкольного образования группы кратковременного пребывания

Ломовицкий филиал МБОУ Первомайской СОШ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного
образования (ФГОС ДО)

Паспорт
Основной образовательной программы дошкольного образования
группы кратковременного пребывания
Ломовицкий филиал МБОУ Первомайской
Основная образовательная программа
СОШ
дошкольного образования группы
Наименование программы
кратковременного пребывания
Возраст воспитанников
5-6 лет
Федеральный закон «Об образовании в Российской
Нормативно-правовой основой для
Федерации» от 29.12.2012 г. №273 -ФЗ;
разработки образовательной программы

Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования, утвержденный
приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г.
№1155;
Примерной основной общеобразовательной
программой Министерства образования и науки РФ
«Примерной основной образовательной программы
дошкольного образования» одобренная решением
федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г.
№ 2/15)

Аннотация содержания ООП ДО

Основная образовательная программа
дошкольного образования группы
кратковременного пребывания (далее
Программа) – стратегия психологопедагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации , развития
личности детей дошкольного возраста.
Программа разработана в соответствии с
принципами и подходами , определенными
ФГОС ДО1
Основная идея заключается в гармоничном
соединении современных технологий с
традиционными средствами развития ребенка
для формирования психических процессов,
ведущих сфер личности, развития творческих
процессов.
Обязательная часть Программа построена на
основе «Примерной основной
образовательной программы дошкольного
образования» одобренная решением
федерального учебно-методического
объединения по общему образованию
(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса, представлена
вариативной формой организации
образовательного процесса по
познавательному развитию детей.

Текущий статус ООП

Программа реализуется в группе кратковременного
пребывания Ломовицкого филиала МБОУ
Первомайской СОШ (возраст детей 5-6 лет)
Срок реализации – 2 года

I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы
Принципы и подходы к формированию
программы
Характеристики особенностей развития
детей 5-6 лет.
Планируемые результаты освоения
программы
Целевые ориентиры
Система оценки результатов освоения
Программы
Педагогическая диагностика
II. Содержательный раздел
Организация образовательного процесса в
группе кратковременного пребывания
Образовательная деятельность в
соответствии с областями развития детей
« Социально-коммуникативное развитие»
« Познавательное развитие»
« Речевое развитие»
« Художественно-эстетическое развитие»
« Физическое развитие»
III.Организационный раздел
Развивающая предметно-пространственная
среда в ГКП
Режим дня
Проектирование воспитательнообразовательного процесса
IV.приложения
ПРИЛОЖЕНИЯ
Учебный план
Годовой календарный учебный график
Организация непрерывной образовательной
деятельности

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Дошкольное образование как первый уровень общего образования призвано обеспечить
реализацию прав ребенка на полноценное, гармоничное развитие личности в
информационном поликультурном обществе.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный, в каждом их которых отражается обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими и необходимыми.
Цель реализации Программы:
обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, их ранней
социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям ОУ.
развитие любознательности и познавательной мотивации.
Задачи реализации Программы:
1) охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других
людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего
мира (форме, цвете, размере, количестве и др.), об особенностях природы;
3) формирование коммуникативной культуры - целенаправленное формирование навыков
общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности;
4) обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период
дошкольного детства независимо от нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей
здоровья);
5) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию Программы:
1) принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью
дошкольного образования является развитие ребенка;
2) принцип научной обоснованности и практической применимости;
3) комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
4) принцип интегративности (объединение различных видов деятельности);
5) принцип вариативности;
6) учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность,
уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения
заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его
эмоциональному благополучию.
7) учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на
зрительное восприятие (визуальное), другие - на слуховое (аудиальное), а третьи – на
двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же
содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В
этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить его, а вовторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы
восприятия;
8) учет зоны ближайшего развития ребенка (опора на актуальный уровень развития
ребенка);
9) деятельностный подход (предполагает опору на ведущий вид деятельности).

Сформулированные выше принципы носят здоровьесберегающий характер, обеспечивая
полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование
базисных характеристик личности.
Участники образовательной Программы - воспитанники, педагогические работники и
родители Ломовицкого филиала МБОУ Первомайской СОШ
Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения ООП ДО ГКП представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастной портрет
ребенка к семи годам. Целевые ориентиры формируются как результат правильно
организованных условий реализации образовательной программы дошкольного
образования в соответствии с требованиями Стандарта.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах
детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
– ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает
чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы
и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
– ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и
прежде всего в игре.
-Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, следует игровым правилам;
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет
основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
– ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать,
экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями
из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности. Степень реального развития этих характеристик и
способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень
образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях
жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программа
строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного
возраста с учетом сенситивных периодов в развитии. Дети с различными недостатками в
физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни
речевого, познавательного и социального развития личности.

Согласно ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том
числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников, что не
означает запрета на отслеживание эффективности усвоения воспитанниками Основной
образовательной программы дошкольного образования. Педагог имеет право проводить
оценку особенностей развития детей и усвоения ими программы в рамках педагогической
диагностики. Материалы диагностики не подлежат проверке в процессе контроля и
надзора. Педагогическую диагностику воспитатель имеет право проводить по
собственному усмотрению со всеми детьми группы независимо от пожеланий родителей.
Ее результаты могут использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребѐнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Проведение педагогической диагностики (собственно мониторинга) проводится в
случаях, когда воспитатель отмечает несоответствие уровня развития ребенка
определенным интегральным показателям развития. Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) ложатся в основу индивидуализации процесса образования,
усиления педагогической работы в
тех областях, результаты по которым не соответствует возрастным возможностям
ребенка.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Организация образовательного процесса в группе кратковременного пребывания.
Образовательный процесс строится как сумма быстро сменяющихся различных видов
деятельности. Специфика группы кратковременного пребывания состоит в том, что при
сокращенном пребывания детей в образовательном учреждении образовательный процесс
должен реализовываться компактно, чтобы в условиях ограниченного времени не
упустить из виду особо важные для данного возраста направления развития и в то же
время не перегружать малышей. В связи с этим возникает необходимость распределения
времени экономно, чтобы его хватило для свободной деятельности детей и совместной
деятельности педагога и детей.
В целях реализации программного содержания основных видов деятельности и
сохранения качества образования, приоритетной должна оставаться образовательная
деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской
деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов.
Организация жизни и деятельности детей учитывает потребности детей в признании, в
общении, как с взрослыми, так и с ровесниками, потребность в познании и в движении, в
проявлении активности и самостоятельности, способствует формирование играющего
детского сообщества, в котором каждый ребенок находит свое место и может легко
встраиваться в игру. Вся образовательная работа строится на диалогическом общении,
реализующем как общую детскую потребность в доброжелательности, так и возрастную
потребность в типе общения с взрослым.
Требования к организации среды общения:
доброжелательный, спокойный тон воспитателя;
культура речи взрослых; соответствие содержания речи взрослого возрасту детей, их
развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;
умение слушать и слышать ребенка;
своевременно реагировать, поддерживать детские высказывания, вступать в диалог;

создавать ситуации для свободного высказывания; отвечать на детские вопросы;
допускать возможность существования разных точек зрения; ориентироваться на позицию
партнера в общении;
проявлять толерантность в общении;
умение ориентироваться на процесс непосредственной ситуативной коммуникации;
умение посредством речи посочувствовать, порадоваться, поощрить и т.п.
Содержание педагогического процесса направлено на комфортное проживание ребенком
дошкольного периода через обогащение общего детского развития, а не интенсификацию
развития отдельных психических функций ребенка.
Задачей педагога является формирование обучающего детского сообщества, в котором
каждый ребенок чувствует себя успешным, уверенным в том, что он может справиться с
любым заданием как самостоятельно, так и при помощи других детей и понимающего его
взрослого. Это позволяет обеспечить детям возможность общаться друг с другом,
свободно выбирать способы и средства своей деятельности. На этом фоне формируется
доброжелательное отношение детей между собой, их умение радоваться успехам другого
ребенка.
Образовательная деятельность в группе кратковременного пребывания включает в себя
разные формы индивидуальной и совместной деятельности как взрослого с детьми, так и
самих детей.
Принципы построения воспитательно-образовательного процесса в группе
кратковременного пребывания.
Построение образовательной деятельности основано на следующих принципах:
игровой принцип - предполагает построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми;
принцип сотрудничества - совместная деятельность взрослого и детей и
самостоятельная деятельность детей, предусмотренная решением программных
образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов;
принцип развивающего образования - целью которого является развитие ребенка;
принцип комплексно-тематического планирования в построении воспитательно образовательного процесса дает возможность использовать все виды детской
деятельности по данной теме в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников;
принцип интеграции - объединения и обучения в целостный образовательный процесс.
Образовательная деятельность в соответствии с областями развития детей
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической
работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей
решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с
задачами, отражающими специфику каждой образовательной области
Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной
социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание
условий для:

– развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
– развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационносоциальной компетентности;
– развития игровой деятельности;
– развития компетентности в виртуальном поиске.
В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям
Взрослые создают условия для формирования у ребенка положительного самоощущения –
уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих
прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности,
иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим его
людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым, вне зависимости
от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка,
вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
воспитывают уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям,
желаниям, взглядам.
Взрослые создают различные возможности для приобщения детей к ценностям
сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностноразвивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать
участие в различных событиях, планировать совместную работу. Это способствует
развитию у детей чувства личной ответственности, ответственности за другого человека,
чувства «общего дела», понимания необходимости согласовывать с партнерами по
деятельности мнения и действия.
Взрослые помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния
окружающих, выражать собственные переживания.
Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле, обсуждая с ними
различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления
щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом, создавая
условия освоения ребенком этических правил и норм поведения.
Взрослые предоставляют детям возможность выражать свои переживания, чувства,
взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них
опыта. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитии
речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и
связно выражать свои мысли, развивают готовность принятия на себя ответственности в
соответствии с уровнем развития.
Взрослые способствуют развитию у детей социальных навыков: при возникновении
конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт
самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных
ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые
контакты.
Взрослые способствуют освоению детьми элементарных правил этикета и безопасного
поведения дома, на улице.
Создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к
окружающей природе, рукотворному миру, а также способствуют усвоению детьми
правил безопасного поведения, прежде всего на своем собственном примере и примере
других, сопровождая собственные действия и/или действия детей комментариями. В
сфере развития игровой деятельности Взрослые создают условия для свободной игры
детей, организуют и поощряют участие детей в сюжетно-ролевых, дидактических,
развивающих компьютерных играх и других игровых формах; поддерживают творческую
импровизацию в игре.
Познавательное развитие

В области познавательного развития ребенка основными задачами образовательной
деятельности являются создание условий для:
– развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей
детей;
– развития представлений в разных сферах знаний об окружающей действительности, в
том числе о виртуальной среде, о возможностях и рисках Интернета.
В сфере развития любознательности, познавательной активности, познавательных
способностей
Взрослые создают насыщенную предметно-пространственную среду, стимулирующую
познавательный интерес детей, исследовательскую активность, элементарное
экспериментирование с различными веществами, предметами, материалами.
Взрослый организует познавательные игры, поощряет интерес детей к различным
развивающим играм и занятиям, например лото, шашкам, шахматам, конструированию.
В сфере развития представлений в разных сферах знаний об окружающей
действительности Взрослые создают возможности для развития у детей общих
представлений об окружающем мире, о себе, других людях, в том числе общих
представлений в естественнонаучной области, математике, экологии.
Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов,
иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других
формах.
Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно
наблюдаемых явлений, событий. В соответствии с принципом интеграции
образовательных областей Программа предполагает взаимосвязь математического
содержания с другими разделами Программы. Особенно тесно математическое развитие в
раннем и дошкольном возрасте связано с социально-коммуникативным и речевым
развитием. Развитие математического мышления происходит и совершенствуется через
речевую коммуникацию с другими детьми и взрослыми, включенную в контекст
взаимодействия в конкретных ситуациях. Воспитатели систематически используют
ситуации повседневной жизни для математического развития, например, классифицируют
предметы, явления, выявляют последовательности в процессе действий «сначала это,
потом то…» (ход времени, развитиесюжета в сказках и историях, порядок выполнения
деятельности и др.), способствуют формированию пространственного восприятия
(спереди, сзади, рядом, справа, слева и др.) и т. п., осуществляя при этом речевое
сопровождение. Элементы математики содержатся и могут отрабатываться на занятиях
музыкой и танцами, движением и спортом. На музыкальных занятиях при освоении ритма
танца, при выполнении физических упражнений дети могут осваивать счет, развивать
пространственную координацию. Для этого воспитателем совместно с детьми
осуществляется вербализация математических знаний, например фразами «две ноги и две
руки», «встать парами», «рассчитаться на первый и второй», «в команде играем
вчетвером»; «выполняем движения под музыку в такт: раз, два, три, раз, два, три»;
«встаем в круг» и др. Математические элементы могут возникать в рисунках детей
(фигуры, узоры), при лепке, конструировании и др. видах детской творческой активности.
Воспитатели обращают внимание детей на эти элементы, проговаривая их содержание и
употребляя соответствующие слова- понятия (круглый, больше, меньше, спираль – о
домике улитки, квадратный, треугольный – о рисунке дома с окнами и т. п.). У детей
развивается способность ориентироваться в пространстве (право, лево, вперед, назад и т.
п.); сравнивать, обобщать (различать, классифицировать) предметы; понимать
последовательности, количества и величины; выявлять различные соотношения
(например, больше – меньше, толще – тоньше, длиннее – короче, тяжелее – легче и др.);
применять основные понятия, структурирующие время (например, до – после, вчера –
сегодня – завтра, названия месяцев и дней); правильно называть дни недели, месяцы,
времена года, части суток. Дети получают первичные представления о геометрических

формах и признаках предметов и объектов (например, круглый, с углами, с таким-то
количеством вершин и граней), о геометрических телах (например, куб, цилиндр, шар). У
детей формируются представления об использовании слов, обозначающих числа. Они
начинают считать различные объекты (например, предметы, звуки и т. п.) до 10, 20 и
далее, в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Развивается понимание
соотношения между количеством предметов и обозначающим это количество числовым
символом; понимание того, что число является выражением количества, длины, веса,
времени или денежной суммы; понимание назначения цифр как способа кодировки и
маркировки числа (например, номер телефона, почтовый индекс, номер маршрута
автобуса). Развивается умение применять такие понятия, как «больше, меньше, равно»;
устанавливать соотношения (например, «как часто», «как много», «насколько больше»)
использовать в речи геометрические понятия (например, «треугольник, прямоугольник,
квадрат, круг, куб, шар, цилиндр, точка, сторона, угол, площадь, вершина угла, грань»)
Развивается способность воспринимать «на глаз» небольшие множества до 6–10 объектов
(например, при играх с использованием игральных костей или на пальцах рук).
Развивается способность применять математические знания и умения в практических
ситуациях в повседневной жизни (например, чтобы положить в чашку с чаем две ложки
сахара), в различных видах образовательной деятельности (например, чтобы разделить
кубики поровну между участниками игры), в том числе в других образовательных
областях. Развитию математических представлений способствует наличие
соответствующих математических материалов, подходящих для счета, сравнения,
сортировки, выкладывания последовательностей и т. п.
Речевое развитие
В области речевого развития ребенка основными задачами образовательной
деятельности является создание условий для:
– формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствования разных
сторон речи ребенка;
– приобщения детей к культуре чтения художественной литературы. В сфере
совершенствования разных сторон речи ребенка Речевое развитие ребенка связано с
умением вступать в коммуникацию с другими людьми, умением слушать, воспринимать
речь говорящего и реагировать на нее собственным откликом, адекватными эмоциями, то
есть тесно связано с социально-коммуникативным развитием. Полноценное речевое
развитие помогает дошкольнику устанавливать контакты, делиться впечатлениями. Оно
способствует взаимопониманию, разрешению конфликтных ситуаций, регулированию
речевых действий. Речь как важнейшее средство общения позволяет каждому ребенку
участвовать в беседах, играх, проектах, спектаклях, занятиях и др., проявляя при этом
свою индивидуальность. Педагоги должны стимулировать общение, сопровождающее
различные виды деятельности детей, например, поддерживать обмен мнениями по поводу
детских рисунков, рассказов и т. д. Овладение речью (диалогической и монологической)
не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе
коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми)
содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Таким образом,
стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной
педагогической деятельности во всех образовательных областях. Взрослые создают
возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной
и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и
словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок,
песен; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество. В сфере приобщения
детей к культуре чтения литературных произведений Взрослые читают детям книги,
стихи, вспоминают содержание и обсуждают вместе с детьми прочитанное, способствуя
пониманию, в том числе на слух. Детям, которые хотят читать сами, предоставляется
такая возможность. У детей активно развивается способность к использованию речи в

повседневном общении, а также стимулируется использование речи в области
познавательно-исследовательского, художественно-эстетического, социальнокоммуникативного и других видов развития. Взрослые могут стимулировать
использование речи для познавательно-исследовательского развития детей, например
отвечая на вопросы «Почему?..», «Когда?..», обращая внимание детей на
последовательность повседневных событий, различия и сходства, причинно-следственные
связи, развивая идеи, высказанные детьми, вербально дополняя их. Например, ребенок
говорит: «Посмотрите на это дерево», а педагог отвечает: «Это береза. Посмотри, у нее
набухли почки и уже скоро появятся первые листочки». Детям с низким уровнем речевого
развития взрослые позволяют отвечать на вопросы не только словесно, но и с помощью
жестикуляции или специальных средств. Речевому развитию способствуют наличие в
развивающей предметно-пространственной среде открытого доступа детей к различным
литературным изданиям, предоставление места для рассматривания и чтения детьми
соответствующих их возрасту книг, наличие других дополнительных материалов,
например плакатов и картин, рассказов в картинках, аудиозаписей литературных
произведений и песен, а также других материалов.
Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами
образовательной деятельности являются создание условий для:
– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с
разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в
том числе народного творчества;
– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора
; – приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития
потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в
воплощении художественного замысла. В изобразительной деятельности (рисовании,
лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям
экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать
различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.
В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах)
– создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа,
высоты и силы звука.
Физическое развитие
В области физического развития ребенка основными задачами образовательной
деятельности являются создание условий для:
– становления у детей ценностей здорового образа жизни; – развития представлений о
своем теле и своих физических возможностях;
– приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
–формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения
подвижными играми с правилами. В сфере становления у детей ценностей здорового
образа жизни Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к
своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно
для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения
его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и
пр. Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на
поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков.
Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях. В
сфере совершенствования двигательной активности детей, развития представлений о
своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных представлений о
спорте

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Создание условий способствуют формированию детско-взрослых дружественных
сообществ. Прежде всего, это обеспечение психолого-педагогической поддержки и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей, а также создание условий для участия
родителей в образовательной деятельности детей.
Педагогический коллектив реализует задачи психолого-педагогической поддержки семей
на основе доверия, диалога, миролюбивого партнерства, уважения систем ценностей и
взглядов родителей, признания огромного значения кровного родства в жизни своих
воспитанников. С этой целью педагоги учитывают в общении с родителями различные
условия жизни семей воспитанников; анализируют данные о составе семей, их
экономической разнородности, традиции семейных отношений, учитывают социальную
ситуацию в целом, в условиях которой развиваются дети и формируются их ценности.
Воспитатель в сотрудничестве с родителями стремится к позиции
поддержки, соучастия, и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и
отцовских функций. Отстраненное отношение воспитателя к ребенку препятствует
полноценной деятельности. Родители должны видеть в воспитателе внимательного,
знающего, умеющего выслушать собеседника, посмотреть на ситуацию их глазами.
Формы взаимодействия с родителями:
- Анкетирование родителей по различным темам
- Консультирование (индивидуальное, групповые)
- Консультации специалистов
- Дни открытых дверей
- Совместные выставки рисунков, тематических плакатов, поделок
- Взаимодействие с родителями и членами в подготовке и организации проведения
образовательной деятельности
- Взаимодействие с родителями в подготовке, организации и проведении праздников,
развлечений, конкурсов
- Информационные центры для родителей (консультации, советы, рекомендации,
памятки)
- Привлечение родителей к оснащению и оформлению предметно-развивающей среды
- Благоустройство территории (озеленение, цветник, спортивное и игровое
оборудование)
- Групповые родительские собрания
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Развивающая предметно-пространственная среда
Развивающая среда детства — это система, обеспечивающая полноценное развитие
детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных,
предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и
включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического,
эстетического, познавательного и социального развития детей.
Базисные компоненты развивающей среды обеспечивают разнообразие детской занятости
по интересам, а также обладают релаксирующим воздействием на личность ребенка.
Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет,
побуждает к безделью и агрессии.
В групповом помещении выделены пространство для свободной и совместной с педагогом
деятельности. Для проведения подвижных игр и развития двигательной активности, дети
посещают физкультурный зал, который оснащен спортивным оборудованием.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

- Предметная среда должна быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения и
требованиям проектной культуры.
- Предметная среда должна инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства,
цели и способы их достижения задаются предметной средой.
- Предметная среда должна учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка,
т.е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так
и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т.е.
обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря,
способствовать решению задачи создания зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский).
- Предметная среда должна иметь часто меняющиеся составляющие, которые побуждают
детей к познанию через практическое экспериментирование. Это порождает новые идеи,
образы, новые способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру,
конструирование и т.д.), так и развитие детей в ней.
Развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской
деятельности, что является ее базисным признаком и отличает от обычной бытовой
предметной среды. Статус развивающей среды имеет такая предметная среда, которая
обеспечивает развитие разнообразных видов деятельности ребенка, их переходу к более
сложным формам.

Приложение 1.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
группы кратковременного пребывания
Учебный план разработан на основе Основной образовательной программы дошкольного
образования группы кратковременного пребывания Ломовицкого филиала МБОУ
Первомайской СОШ в соответствии с Федеральными государственными требованиями к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для
детей и в соответствии основными нормативно-правовыми документами по дошкольному
воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программа – образовательным
программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от
30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
Содержание дошкольного образования реализуется преимущественно через
образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира.
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической
работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей
решаются интегрировано входе освоения всех образовательных областей наряду с
задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным
психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и входе режимных
моментов—как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной
деятельности дошкольников
№

Образовательные области

Количество часов в неделю

1
2
3
4

Речевое развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие

2
2
1
1

Всего часов в неделю

6

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной
деятельности в ходе режимных моментов, в совместной деятельности воспитателя и
детей в самостоятельной игровой деятельности, интегрируется со всеми
образовательными областями.

Приложение2.
ОРГАНИЗАЦИЯ
НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
понедельник
Познавательное развитие

вторник
Речевое развитие

среда
Художественноэстетическое развитие
Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие интегрируется со всеми образовательными
областями
Приложение 3.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».